На пороге искупления

Promotional image for На пороге искупления

По мере приближения главного события земной жизни Иисуса Христа – Его искупительной жертвы на Голгофе – происходящее вокруг набирало интенсивность. Витавшее в воздухе напряжение все больше и больше вскрывало реальность, выявляя истинное состояние людей, окружавших Иисуса Христа.

Начиная последнюю, главную, часть своего Евангелия, Матфей переносит читателей в реальность атмосферы последних двух дней перед распятием Мессии. Он пишет это Евангелие своим соотечественникам, евреям. События, связанные с распятием, безусловно, являются главным фокусом его повествования. Все, что он писал до этого, было необходимо для того, чтобы его читатели могли понимать контекст, в котором исполнялось Божье обещание – совершить великое дело искупления, через посланного специально для этой цели Мессию.

На протяжении трех с половиной лет земного служения Иисуса Христа Ему пришлось иметь дело с самыми разными людьми. Толпы людей окружали Христа практически всегда. Кто-то искал исцеления, кто-то жаждал увидеть чудо, кто-то слышал о возможности насытиться хлебом. Тысячи людей слушали учение Иисуса Христа, поражаясь Его словам. Многие восхищались Им, предлагая сделать Его Царем. В то же время религиозные власти ломали голову, как бы нейтрализовать этого не вписывавшегося в их представления и разрушавшего привычные устои иудейской религиозной жизни своей бескомпромиссной проповедью Учителя.

Отдельной группой в этой толпе выделялись ученики Иисуса Христа. В отличие от других эти двенадцать мужчин в большей степени воспринимали Его мессианство. Они верили Ему. Они шли за Ним. Они учились у Него. Они ожидали великого будущего с Ним, будучи готовы жертвовать ради Него многим.

Тем не менее, несмотря на все это, события, связанные с арестом, судом и распятием Иисуса Христа, ставшие центральным элементом искупления, оказались совершенно неожиданным явлением практически для всех, кто окружал Иисуса Христа.

Земная жизнь Божьего Сына от самого начала была выражением поражающей воображение Божественной мудрости. Его действия были необъяснимы и непредсказуемы с точки зрения людей и мира духов. Началось это с удивительного акта Боговоплощения. Это величайшее чудо вселенной буквально поразило собой весь небесный мир. Ангельские хоры выражали свое восхищение, провозглашая хвалебную песнь в ночном небе Вифлеема. В Рождество Бог совершил невозможное, Его Сын стал настоящим человеком, оставаясь, при этом полноценным Богом.

1Тим. 3:16: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти.

Земная жизнь Иисуса Христа была уникальным, неповторимым периодом в истории вселенной. Бог жил в несовершенном, пораженном грехом мире среди грешных людей. Главной целью этой жизни было искупление, которое должно было совершиться на Голгофе. Иисус осознанно шел к нему, шаг за шагом подготавливая все необходимое.

Он должен был прожить непорочную и чистую жизнь, чтобы она была вменена всем искупленным Им людям. Он должен был терпеливо взращивать учеников, чтобы они стали основой создаваемой Им Церкви. Он должен был провозглашать Евангелие Царства иудеям, чтобы они сознательно отвергли и распяли Его.

Внимательное изучение жизни Иисуса Христа позволяет видеть Его целенаправленное движение к Голгофе, практически в каждом дне Его земного служения. Он говорил об этом, Он строил свои планы в соответствии с этим. В последние дни перед распятием реальность подготовки к искуплению становится еще более очевидной. Каждый штрих в описании этих событий евангелистами фокусирует внимание на главном – на ожидании того, что должно совершиться на Голгофе.

Эти главы особенно наполнены эмоциями. По всему видно, что евангелисты не просто описывают исторические события. Они как бы сами снова проживают их вместе со своим Учителем.

Евангелист Матфей, начинает свое повествование о последних событиях с описания отношения к ним, наблюдаемого в нескольких разных группах людей. Он как бы рисует насыщенную контрастными красками картину, картину предголгофского состояния окружающих Иисуса Христа людей.

Вначале, он обращает наше внимание на двенадцать учеников, показывая их продолжающуюся занятость собой и полное непонимание происходящего. После этого он переносит нас в штаб противников Иисуса Христа, подчеркивая кульминационную точку их внутренней борьбы против мешающего им Мессии. Затем Матфей нежными красками рисует портрет простой, искренне любящей Иисуса Христа женщины, которая жертвенно служит Ему, отдавая самое дорогое. Заканчивается эта зарисовка мрачной картиной предателя, делающего свой первый шаг в сторону врагов Иисуса Христа.

Мф. 26:1-5: Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: Только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
Мф. 26:6-9: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
Мф. 26:10-13: Но Иисус, уразумев сие, сказал им: Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Мф. 26:14-16: Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Эта впечатляющая картина достойна самого пристального внимания. Она не только позволяет нам ощутить атмосферу тех дней, она позволяет нам увидеть себя. Каждый человек, живущий на планете, находится в какой-то из точек этой картины. Совсем не обязательно, что это положение будет в точке самого густого скопления какой-то одной краски. Большинство людей, скорее всего, сочетают в себе несколько оттенков, будучи наполнены противоречивыми ощущениями их отношения к Иисусу Христу. Но в положении каждого человека есть что-то из этих красок.

Наше отношение ко Христу измеряется нашим отношением к Его страданиям и смерти на кресте Голгофы.

Итак, среди множества оттенков отношений к Иисусу в те дни мы можем выделить три основные краски, из которых может состоять палитра наших чувств ко Христу сегодня.

I. Непонимание

Иисус говорил о Своей смерти достаточно часто. Тема Его распятия периодически всплывала в Его разговорах как с учениками, так и с другими людьми.

В самом начале Своего служения Христос был представлен как Агнец, берущий на себя грех мира.

Ин. 1:29: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Окружавшие их в тот момент люди прекрасно понимали значение этих слов. Большинство религиозно настроенных иудеев знало многочисленные истории Ветхого Завета, говорившие об агнце, умиравшем за грехи людей. Они знали о пасхальном агнце, кровью которого были спасены еврейские семьи в Египте от поражавшего первенцев ангела-губителя. Они знали о жертвенных агнцах, регулярно приносимых для искупления грехов. Они не могли не знать слов, сказанных пророком Исаией о Божьем Агнце, который должен был понести на себе грехи народа:

Ис.53:5: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Ис. 53:7: Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен.

Здесь важно отметить, что среди стоявших вокруг Иоанна Крестителя людей были некоторые его ученики, впоследствии ставшие учениками Иисуса Христа. Они сами лично слышали эти важные слова Иоанна еще до того, как пошли за Ним. И это не было единственным свидетельством. Иисус многократно говорил о Своем распятии в течение трех с половиной лет Своего служения. В некоторых ситуациях, обычно, когда Его окружал народ, Он говорил об этом намеками.

Ин. 3:14-15: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Но с определенного времени, обращаясь к Своим ученикам, Христос стал говорить о Своих страданиях и смерти предельно ясно и конкретно.

Мф. 16:21: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Удивительно, несмотря на то, что этот ясно представленный Божий план полностью соответствовал всему, что было известно из Писания, и что было предсказано Иоанном Крестителем о Мессии, известие о нем вызвало резкую отрицательную реакцию со стороны учеников. Апостол Петр в тот момент отозвал Иисуса в сторону и настоятельно порекомендовал Ему не делать этого.

В другой раз, когда Христос снова поднял эту тему, реакция учеников была несколько иной:

Мф. 17:22-23: Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Возможно, что они опечалились о том, что Христос будет предан и будет убит. Но, скорее всего, причиной их печали было другое. Говоря о Своей смерти, Христос постоянно подчеркивал, что Он обязательно воскреснет. Ученики знали, что воскресение возможно. Они были свидетелями нескольких воскресений. Но, скорее всего, они печалились о другом. Им просто не нравился такой поворот дел. Они не для того пошли за Христом, оставив все, чтобы страдать вместе с Ним. Они шли, чтобы утвердить Его Царство и царствовать с Ним. Именно об этом и пошла речь, когда Христос напомнил им о Своей смерти в следующий раз.

Мф. 20:17-19: И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

Если в первый раз ученики возразили против распятия Христа, во второй раз они опечалились, то в третий раз они просто игнорируют этот факт. Они продолжают жить, как будто события будут развиваться по их сценарию, а не по плану Христа. Сразу же после этих слов ученики затеяли спор о том, кто будет в царстве Христа занимать наиболее привилегированные места. Этот спор перерос во взаимные упреки и негодование. Каждому хотелось быть главнее и значимее в Царстве Иисуса Христа.

Иисус закончил этот разговор, отметив, что ученики не знают, чего просят. Он специально подчеркнул, что им еще придется выпить чашу страданий вместе с Ним. Он пришел для того, чтобы стать Искупителем.

Мф. 20:27-28: И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

В четвертый раз Христос говорит о Своих страданиях и смерти сразу после проповеди на Елеонской горе. Делая это, Иисус терпеливо возвращает Своих учеников к реальности, открывая им то, чем было переполнено Его сознание.

Мф. 26:1-2: Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

Попробуйте представить, что вы ожидаете весьма драматическое событие в вашей жизни: опасную операцию, серьезный экзамен или переезд надолго в другую страну. Ваше сознание переполнено мыслями об этом событии. Вы невольно возвращаетесь к нему снова и снова. Вся ваша жизнь измеряется теперь им. Что-то подобное, только гораздо в большей степени, переживал Иисус Христос.

Распятие было не просто драматическим событием для Него. Он стоял в нескольких часах от чрезвычайно трудного и ужасно мучительного момента, когда Он будет атакован со всех сторон; когда на Него обрушаться все силы ада, бросая Ему вызов и искушая Его избежать поруганий, страдания и смерти; когда Он попадет под удар жестокой изобретательности пораженных грехом людей, знающих самые изуверские способы причинять боль и унижение; и – самое страшное – когда на Него обрушится полная сила Божьего гнева, справедливо изливаемого, по причине принятого Им на Себя человеческого греха.

Это было главным событием всей Его жизни. Ради этого Он пришел на землю и жил на земле! Несмотря на все это, ученики продолжали вести себя так, как будто они совершенно не понимали, о чем идет речь. Каждый раз, говоря о Своей смерти, Иисус подчеркивал, что это путь, определенный для Него Отцом. В этот раз, Он конкретно назвал день – день, который был определен давно.

Позже апостол Петр под руководством Святого Духа напишет:

1Пет. 1:18-20: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас.

Но это будет потом, а сейчас Петр вместе со своими друзьями был занят делами, которые казались им более важными. Они все как будто не слышали слов своего Учителя. Они были заняты своими мыслями, своей религиозной деятельностью.

Евангелист Матфей неспроста здесь же приводит историю о женщине, помазавшей Христа драгоценным миром, особо подчеркивая этим занятость учеников религиозной деятельностью, вместо того, чтобы быть занятыми подготовкой к страданиям и смерти Мессии.

Мф. 26:6-9: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

Судя по описанию, представленному другими евангелистами, эта история, скорее всего, произошла не в тот же день, а несколькими днями раньше. Матфей вспоминает ее, чтобы подчеркнуть общее отношение к надвигавшемуся распятию, царившее тогда среди учеников.

Они ведут себя так, как будто ничего не должно было произойти. Они не утруждали себя, чтобы услышать Христа. Они просто не хотели понимать Его.

Это картина, характеризующая многих людей, живущих сегодня. Они не против Христа. Они даже следуют за Ним. Они признают Его Царство и ожидают Его, но они только не хотят по-настоящему слушать Его. Они не желают проникнуться Его чувствованиями, не хотят увидеть мир, события и окружающих их людей Его глазами. Они устраивают Царство Небесное, но не готовы услышать Царя.

Это «правильные» верующие, они исповедуют правильную доктрину, но при этом продолжают жить своими собственными целями. Их религия не достаточно подчинена внутреннему миру Иисуса Христа, чтобы заставить их отказаться от себя и принять Его крестный путь.

II. Борьба

Вторая зарисовка с этой картины освещает нам еще одну группу людей. Эти люди чувствуют себя начальниками народа, заботящимися о его благополучии.

Также как и с учениками, у Иисуса Христа была долгая история отношений с этими людьми. Они также появляются на страницах Евангелия от Матфея еще до выхода Мессии на служение. Матфей рассказывает, что религиозные лидеры, фарисеи и книжники, не могли игнорировать массовое пробуждение, возникшее в результате служения Иоанна Крестителя. Считая себя религиозными вождями, они никак не могли допустить, что пробуждение возникло без их участия.

Когда оно возникло именно так, когда тысячи людей выходили на Иордан, чтобы послушать проповедь Иоанна и принять крещение покаяния, фарисеи не могли противостать этой волне. Тогда они решили к ней присоединиться. Предтеча Иисуса Христа тогда разоблачил их лицемерие своим жестким заявлением:

Мф. 3:7-9: Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: „Отец у нас Авраам”, - ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Иоанн знал лживость этих людей. Их проблема заключалась в том, что, занимаясь религией, в реальности они жили утверждением себя и своего почтенного статуса среди людей. Они настолько привыкли к такому положению, что многие из них искренне верили, что они делают великое дело, помогая народу иметь правильную религию.

Появление Иисуса Христа оказалось для религиозных лидеров еще более сложным испытанием. Он проповедовал намного дольше, чем Иоанн Креститель. Он творил реальные чудеса. За Ним шли толпы народа. С самой первой Его проповеди фарисеи увидели в Нем конкурента. Слушая Его, люди удивлялись:

Мк. 1:22: И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Это сразу поставило фарисеев в состояние вражды со Христом. Их самая большая проблема была в том, что, будучи религиозными, они не преклонялись перед Богом. Развивая религиозную структуру Израиля, они не искали самого Бога.

Первосвященник и старейшины народа были очень богатыми людьми, занимавшими высокое положение в обществе. Ради развития и сохранения этой структуры, эти люди шли на самые разные хитрости, компромиссы и грехи.

Первосвященник Каиафа был хитрым политиком, умело взаимодействовавшим с римскими властями. Римляне понимали политическую важность этой позиции и поэтому держали на ней только тех, кто будет лоялен и выгоден им. Каиафа продержался на своем посту 22 года, с 15-го по 37-ой год по Р.Х., тогда как его преемник не пробыл там и двух месяцев.

Кроме того, при храме они создали мощную экономическую структуру, зарабатывая на продаже жертв и обмене денег большие средства как для храма, так и для самих себя.

Все казалось было хорошо. Римские власти были довольны. Службы в храме совершались. Книжники и фарисеи занимались изучением тонкостей закона и традиций. Евреи приходили на поклонение со всех концов Римской империи. Все ждали Мессию, пока Он действительно не пришел.

Служение Иисуса Христа мгновенно поставило под угрозу сложившийся статус-кво. Вместо того чтобы поддерживать существующую религиозную структуру, новый Учитель стал действовать независимо, проповедуя прямо и бескомпромиссно и поддерживая авторитетность Своего служения многочисленными явными чудесами. Его влияние было настолько значительным, что религиозное начальство было вынужденно что-то делать. Они не могли допустить разрушения своей системы, которую они так долго и тщательно создавали, и существование которой они ставили себе в заслугу.

У них просто не было другого выбора, как начать борьбу – борьбу ради спасения народа, ради спасения их религиозной системы, которую они называли верой отцов.

Сначала они наблюдали за Ним, придирчиво слушая Его проповеди. Затем они стали искать, как бы уловить Его, чтобы подорвать Его авторитет в народе. Потом они начали распространять клевету против Него, утверждая, что Он сошел с ума, и что Он изгоняет бесов силою Вельзевула, князя бесовского.

Когда все это не сработало, они решили убить Его. У них не оставалось другого выхода. Они не могли позволить Ему разрушить их религиозную систему.

Мф. 26:3-5: Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

Это было уже не первое такое решение. Это решение было принято в то время, пока Иисус со Своими учениками сидел на Елеонской горе, рассказывая им о признаках Своего второго пришествия и кончины века. Этому непосредственно предшествовал целый ряд напряженных конфронтаций, пожалуй, самых прямых и конкретных за всю историю служения Иисуса Христа. Во-первых, Его торжественно встречали толпы народа, когда Он въезжал в Иерусалим. Во-вторых, Он дерзко в очередной раз выгнал из храма торговцев и меновщиков. В-третьих, Он прямо и категорично обратился к религиозным лидерам, провозглашая в самых резких формах семикратное «горе вам».

Такой поворот событий подтвердил самые худшие опасения первосвященника и старейшин. Буквально за несколько дней до этого, после того, как Иисус воскресил Лазаря, они уже приняли принципиальное решение, что Иисус должен умереть.

Ин. 11:47-50: Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

Они были уверены, что их политическая пронырливость является великим благом для еврейского народа. Они были уверены, что прямая проповедь Иисуса Христа будет изменять народ, люди массово пойдут за Ним. А это значит, что они, религиозные лидеры, потеряют управление ими. Это в свою очередь разрушит всю сбалансированную систему политического равновесия. Римляне, потеряв рычаги воздействия на народ через первосвященника и старейшин, будут вынуждены сами наводить порядок.

Понимая это, «мудрый» Каиафа предложил единственное решение – Иисус должен умереть. По человеческим меркам Каиафа не был кровожадным маньяком, ищущим смерти других. Он был расчетливым политиком, заботящимся о сохранении созданной им религиозной структуры. Он выбрал, как ему казалось, из двух зол меньшее.

Итак, это вторая группа людей. Ученики, находясь рядом со Христом, не понимали Его предупреждений о приближающейся смерти, надеясь на свой собственный вариант развития событий. Священники и старейшины были обеспокоены сохранением своего собственного варианта религии, входя во все более активную фазу борьбы с Иисусом Христом.

III. Преклонение

В это же время, на том же полотне Евангелист Матфей, рисует еще одну, совершенно невероятную картину, картину искреннего и самоотверженного поклонения Мессии.

Удивительно, что поклоняется Христу здесь простая женщина. Евангелисты Матфей и Марк даже не называют ее имени. Это не имеет большого значения. Гораздо важнее то, что эта женщина сделала.

Мф. 26:6-9: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
Мф. 26:10-13: Но Иисус, уразумев сие, сказал им: Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

Эта женщина – а Иоанн указывает, что это была Мария – оказалась способной сделать то, к чему не был готов больше никто. Ее отношение к Иисусу Христу было наивно простым и посвященным. Мы не знаем, кем была эта Мария, но скорее всего речь идет о сестре Марфы и Лазаря. Ясно лишь то, что она была одной из женщин, близких ко Христу и периодически следовавших за Ним вместе с учениками. Новый Завет говорит о нескольких таких женщинах:

Лук. 8:1-3: После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Кем бы она ни была, эта женщина продемонстрировала несколько удивительных качеств истинной поклонницы Мессии, которые учат нас настоящему глубокому поклонению Христу в реальности нашей жизни.

A. Внимание к Иисусу Христу

Прежде всего, Мария внимательно относилась к тому, что говорил Христос. Она воспринимала Его всерьез. Эта непосредственность восприятия Иисуса Христа является важнейшим условием истинного поклонения.

Мы все слушаем Христа с большой дозой условности. С одной стороны, мы, кажется, не признаем Его важность и авторитет. С другой, нас постоянно что-то ограничивает, что-то мешает нам воспринять Его таким, какой Он есть. Это же было и во время земной жизни Христа.

Религиозные лидеры слушали Христа, придираясь к Нему. Они признавали силу и духовную значимость того, что Он говорил. Но они думали о Нем в свете сохранения своей религиозной системы, которую они героически построили.

Многочисленные последователи Христа слушали Его ради интереса. Им нравилась Его мудрость и простота. Но они слушали Христа сквозь призму своей собственной идеологии. Как только они сталкивались с тем, что им было непонятно, они оставляли Его.

Ученики Иисуса Христа были в лучшем положении. Они слушали своего Учителя, признавая, что Он является Сыном Божьим. Они поверили в Его проповедь о приблизившемся Царствии Небесном. Они были готовы помочь установить это царство и занять в нем руководящие места.

Но всем этим людям было не до Христа! Они думали о себе, о религиозной системе, или даже о Царствии Божьем, но не о Христе. Они не могли чувствовать Его боли. Они не могли думать о Его проблемах. Они привыкли, что Он всегда решает проблемы. Поэтому никто из них не услышал Его слов о приближающихся страданиях и смерти.

И только эта женщина внимательнейшим образом слушает и воспринимает всерьез каждое слово Учителя. Она думает не о себе, не о религии и даже не о Царствии Небесном. Она думает о Нем, о своем Господе, Который идет на страдание! Она думает о Его боли, о поругании, об ужасах смерти! Ей просто жалко Его!

Она не понимает всего. Ей не понятно, как Он, будучи Сыном Божьим, может умереть. Ей не понятно, как Он может этому позволить произойти. Ей не понятно, что будет с ней и со всеми Его последователями после Его распятия. Но она точно знает, что если Он это сказал, то так и будет, и поэтому она относится к словам Иисуса Христа всерьез.

Возможно, что она научилась этому еще раньше, когда она сидела у Его ног, внимательно поглощая каждое Его слово.

Лук. 10:38-39: В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Итак, внимательное отношение к тому, что говорит Христос, является важнейшим условием истинного поклонения. Поклонение – это не религиозное действо, а верность Христу. Это умение быть внимательным к тому, что Он говорит. Не только к Его повелениям, не только к Его желаниям, но и к Нему самому, к движению Его души, к реальности Его интересов.

B. Забота об Иисусе Христе

Кроме того, Мария не только внимательно слушает Иисуса Христа, она искренне заботится о Нем. Она ищет возможности каким-то образом послужить Ему. Она не может оставаться бездейственной.

Она понимает, что она мало, что может изменить. Она – не апостол Петр, который, услышав о грядущем распятии в первый раз, отговаривает Христа не делать этого, или, столкнувшись с арестовывающими Мессию воинами, бросается с ними в бой. Она не пытается что-то менять еще и по причине того, что это сказано Им, Мессией, Сыном Божьим, а она точно знает, что раз Он так говорит, то это обязательно сбудется. Поэтому она просто думает о Нем и о том, как она может послужить Мессии.

Ей нужно было подумать, как выразить Ему свою поддержку, как показать свое посвящение, как показать, что она с Ним всем сердцем независимо от того, что думают другие. Она любит Его, и она хочет выразить эту любовь.

Мф. 26:6-7: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

Для того чтобы это совершить ради Иисуса Христа, Мария должна была нарушить сложившийся ход встречи. По всей видимости, пригласивший Иисуса к себе в дом Симон хотел говорить с Ним сам. Кроме того, там были ученики, мужчины, которые также участвовали в беседе. Для того чтобы выразить свою заботу о Христе, Марии пришлось вмешаться в их разговор, практически прервать его, возливая драгоценное миро на голову и ноги Мессии.

C. Жертвенность ради Иисуса Христа

Миро стоило достаточно дорого. Марк пишет, что его стоимость равнялась 300 динариям, т.е. практически годовой заработной плате работника. Это благовоние было сделано из кореньев нарда. Его привозили из Индии. Далеко не все могли позволить себе такую роскошь. Заботясь об Иисусе Христе, Мария отдает самое дорогое, то, что ей определенно чего-то стоило. В этом и был весь смысл выражения её любви. Она хотела отдать Ему самое дорогое, что соответствовало той ситуации.

Удивительно, что возражение в этот раз последовало от учеников. Обычно против выражения почтения Иисусу Христу возражали фарисеи и книжники. Но в этот раз возражающими были ученики. Они вдруг увидели, что у данной ценности могло бы быть более важное применение: ее можно было продать, а деньги раздать нищим.

Мф. 26:8-9: Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

Матфей описывает, что они даже вознегодовали. И это в то время, когда здесь совершается самое дорогое для Иисуса Христа. В действительности это был один из немногих случаев, когда Христу было оказано такое внимание со стороны людей. Обычно от Него только ожидали получения различных благ. Поэтому, когда кто-то подумал о Нем, ученики восприняли это как что-то совершенно лишнее и неправильное. Своим рациональным умом, они уже нашли применение этому драгоценному миру.

Но Иисус, останавливая их, сказал, что они не правы, и что Он очень высоко оценивает это действие. Он, фактически, говорит: «Это было доброе дело, сделанное для Меня, Я не против этого».

Мф. 26:10-13: Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

Она была единственной, кто действительно позаботился о Нем, позаботился искренне, позаботился, не думая о себе. Это и стало причиной, по которой Христос специально отметил, что о ней будет сказано в богодухновенном Писании. В целом мире услышат о ней. Этими словами Христос говорит: «То, что сделала эта женщина, важно».

Истинное поклонение всегда связано с жертвенностью. Оно выражается в полном посвящении себя Христу, тому, чтобы думать и заботиться о том, что дорого Ему.

Итак, Евангелист Матфей, рисуя картину надвигающегося распятия, подчеркивает, что в ней есть такие чистые, посвященные Христу души, искренно служащие Ему своим самым дорогим.

В этой ситуации следующая, заключительная, зарисовка представляется величайшим контрастом.

IV. Предательство

Подготовка к распятию включала в себя не только учеников, не только религиозные власти, не только помазание драгоценным миром тела Мессии, она включала в себя и подготовку предателя.

Мф. 26:14-16: Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Иуда представляет собой одну из наиболее загадочных фигур в Новом Завете. Он был рядом с Иисусом Христом вместе с другими учениками на протяжение трех с половиной лет, слушал те же проповеди, видел те же чудеса. Он входил в самое ближайшее окружение Мессии, видя Его реальную жизнь, Его любящее и посвященное людям сердце. Тем не менее, несмотря на все это, Иуда жил совершенно другим миром, миром своих собственных интересов, который и сделал его предателем Божьего Сына.

Известно, что Иуда был вор. Он был образованным человеком. Он был единственным не галилеянином из двенадцати. Наверное, поэтому ему была доверена касса, что сделало для него удобным присваивать себе средства, пожертвованные на служение Учителя и Его учеников.

Иисус Христос это прекрасно знал. Тем не менее, Он не разоблачил и не остановил Иуду ранее. Он знал, что в этом был Божий план. Когда Христос молился Своему Небесному Отцу, Он ясно говорил, что Иуда от начала был сыном погибели.

Ин. 17:12: Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

Удивительно, но при всем этом Иуда продолжает нести полную ответственность за свое порочное сердце и мерзкое дело. Говоря о Своем предателе, Иисус подчеркивал:

Лук. 22:21-22: И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

Коварность и предательство в сердце Иуды были его личной ответственностью. Находясь рядом с Иисусом Христом, этот человек оказался не только закрытым для спасающего действия Евангелия, но и, наоборот, с каждым днем все более и более наполнялся горечью против Него.

Писание не раскрывает деталей того, что происходило в сердце Иуды в течение трех с половиной лет. Мы можем только предположить, что, скорее всего, он был одним из тех, кто ожидал от Христа решительных действий по освобождению Израиля от Римской оккупации. Возможно, что именно по этой причине он и пошел за Христом. По мере следования за Христом Иуда все больше и больше убеждался, что Он действительно может совершить революцию. Его способности творить чудеса и вести за Собой народ, делали Его прекрасным кандидатом на такую роль.

К разочарованию Иуды, того, что он ожидал, не случалось. Возможно, тогда, не желая терять времени даром, он стал приворовывать из находившейся в его распоряжении общей кассы.

Ситуация с Марией, помазавшей Иисуса миром, разочаровала Иуду вдвойне. С одной стороны Его расстроила упущенная возможность заработать. Если бы ему доверили продать миро, то он смог бы не только обогатить общую казну, но и еще обогатиться сам. Кроме того, слова Иисуса Христа о Его приближающейся смерти были еще одним фактором разочарования Иуды. Теперь ему точно стало видно, что ожидаемого им освобождения Израиля не случится.

Возможно, что совокупность этих факторов и стала последней каплей, толкнувшей Иуду на то, чтобы пойти к первосвященникам с предложением предать Христа.

Мф. 26:14-16: "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его".

Ему предложили обычную цену раба. Он согласился. Возможно, Иуда думал: "Все равно Христос собирается умирать. Какая разница, как Он попадет в руки первосвященника? А здесь еще можно и заработать на нечестивцах. Пусть они хоть тридцать серебренников заплатят".

Как бы то ни было, Иуда исполнил свою роль в подготовке к распятию. Теперь все было готово. Оставались только последняя вечеря и молитва в Гефсиманском саду, за которыми следовал арест.

Итак, история подготовки к распятию фокусирует наше внимание на портретах разных людей. Все они были достаточно близкими к Иисусу Христу. Но в каждом из них сформировалось разное отношение к Нему.

Предатель Иуда желал использовать Христа для своих целей. Ходя за Христом, он, все больше и больше бунтовал внутри против Него. Христос мог помочь ему достичь его целей, но не делал этого. Это все больше и больше приводило Иуду к внутреннему раздражению и обозлению на Христа, пока, в конце концов, не привело к решению предать Его.

Первосвященник и старейшины, наблюдая за Христом, все больше беспокоились о том, что Он разрушает устроенную ими религиозную систему. Желая сохранить ее, они, в конце концов, приняли решение убить Его.

Эти две категории людей, были рядом со Христом, но оказались погибшими. Следующие две категории представляют тех, кто спасен, но в разной степени предан Христу.

Ученики, следуя за Христом, принимали Его Божественность, верили в то, что Он приближает Небесное Царство, и были готовы помочь Ему в этом вопросе. Будучи на Его стороне, ученики были не совсем со Христом, они продолжали двигаться в соответствии со своими собственными представлениями о Царстве Христа.

И только простая женщина, полностью и безоговорочно принявшая слово Иисуса Христа, выразила Ему полное посвящение сердца.

В какой группе находитесь вы?

  • Алексей Коломийцев
    Алексей Коломийцев

    Родился и вырос в семье служителя церкви ЕХБ г.Шахты Ростовской области (Россия). Сознательно обратился к Господу в 13-ти летнем возрасте. Начал учиться проповеди, еще будучи подростком. Был вовлечён в музыкальное и молодёжное служение. В 1991 году Алексей был рукоположен на труд евангелиста для совершения служения по основанию новой церкви в г.Новороссийске.

    С 2002 года несёт служение пастора-учителя в Библейской церкви "Слово благодати" г.Бэтл Граунд, штата Вашингтон (США). Также Алексей является руководителем служения "Слово благодати", занимающегося подготовкой служителей и распространением библейских проповедей на современных медиа платформах.

    Имеет степень бакалавра Южновосточного библейского колледжа г.Бирмингема (Алабама, США), а также две степени магистра богословия (M. Div и Th. M.) от Семинарии «Мастерс» г. Сан Валлей (Калифорния, США). Женат на Татьяне, ставшей верным другом и помощницей в служении.

--:--
--:--
A volume icon