"...чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие". (Тит. 2:3-5)
Как много добрых ассоциаций возникает в связи с милым словом "мама"! При звуке этого слова в груди и дикаря, и мудреца просыпаются самые нежные чувства. Красота этого слова очевидна и его сила одинаково ощутима принцем и нищим, деревенщиной и философом. Это первое слово, которое учатся лепетать губы младенца, и очарование которого впервые чувствует его сердце. Это нота мелодии, о которой трудно сказать, чья душа отзывается на неё более трепетно: родителя или ребенка. Человечество, пусть и полу озверевшее от угнетения, невежества и зла, редко опускалось до того, чтобы погасить последнюю искорку материнской любви или вытравить из нее остатки чуткости. Сила материнской любви должна быть на высоком счету, будучи направлена к наилучшим и наиполезнейшим целям...
На недавно прошедшей пасторской конференции, где собралось около сто двадцати американских священнослужителей, объединенных узами общей веры, каждому из участников была дана возможность засвидетельствовать о человеке, через которого, с божественного благословения, они получили измененное сердце. Как много из них, по вашему мнению, отдали эту честь своим матерям? Более ста из ста двадцати! Это лишь один из множества фактов, доказывающих материнскую силу, и, в то же время, демонстрирующих ее ответственность. Но чем мы можем это объяснить? В чем ключ к ее влиянию? В чем секрет ее силы? В нескольких вещах:
Во-первых, вне всякого сомнения, в установлении Господнем. Тот, Кто сотворил нас, Кто создал узы общности, Кто окружил приятными впечатлениями и дал нам чуткую восприимчивость к разного рода отношениям, Он же и даровал матери такую могущественную власть над душой ребенка. Это Божий закон, и женщина, забывающая и пренебрегающая им, выказывает непослушание небесному установлению. Сам Бог создал ребенка особенно чувствительным к такой власти над его природой.
Также это материнская любовь, которая сильнее, и, при любом раскладе, нежнее отцовской. В ее привязанности больше инстинктивного, нежели разумного. Она больше связана с ним физически, вынашивая его, вскармливая грудью и дежуря у его колыбели. Все это естественно и неизбежно порождает чувство, которое более никто и ничто произвести не может. Любовь — великая сила, мотивирующая и влияющая на поведение человека. "Узами человеческими влек Я их, узами любви...", — говорит Господь (Ос. 11:4). Это принцип истинен, как для природного склада человека, так и для евангельской веры. Человеческая натура создана быть движимой и управляемой узами любви, а не влачимой цепями жестокости. Женское сердце создано любить; ее любовь более нежна, ласкова и властна в отношении ребенка, чем любовь противоположного пола. Она делает ее более терпеливой, более изобретательной, и поэтому — более влиятельной. Ее слова мягче, ее улыбка — очаровывающа, ее нахмуренные брови — более отрезвляющи, потому как они — не так страшны и не отталкивающи. Взращиваемые ею маленькие бутоны открывают свои лепестки с большей готовностью навстречу теплым лучам ее глаз...
Мать больше других имеет дело с характером ребенка в период, когда он еще податлив к изменениям. Самые ранние проявления разума, чувств, воли и сознания происходят у нее на глазах. Она имеет дело не только с младенчеством его тела, но и с младенчеством его души. И душа, и тело находятся в ее руках, когда дети делают первые шаги к добру или ко злу. Дети учатся лепетать первые слова и воспринимать первые концепты под ее руководством. Они почти всегда в ее компании, и, незаметно для себя и для нее, перенимают ее расположенность к хорошему или плохому. Она — первый образец для подражания; она — первый пример, практически демонтирующий, что хорошо, а что плохо. Они — постоянные наблюдатели страстей, достоинств, добродетелей и ошибок, проявляющихся в ее словах, реакциях и действиях. Таким образом, она, неосознанно, учит их не только формально, но и всем, что делает и говорит в их присутствии... Поэтому так важно для каждой матери, имеющей эти отношения, понимать высокое назначение собственной власти. Мать должна быть глубоко и ответственно подходить к силе своего влияния.
Поэтому матери должны быть хорошо знакомы с трудом, выпавшим на их долю. Я говорю не о физическом воспитании детей, и, преимущественно, даже не о культуре их мышления, но об их социальном, моральном и религиозном научении. Целью и обязанностью матери является формирование характера. Она передает не просто знания, но сами привычки. Ее особая ответственность — взращивать душу и влиять на жизнь. Ее целью должно быть не просто то, что дети должны знать, но то, кем они должны стать и что делать. Она должна смотреть на них, как на будущих членов общества, глав семей, но более всего, как на наследников вечной жизни. Это, я повторюсь, должно быть ее главной идеей: формирование личности для жизни в двух мирах... Мать должна смотреть на своих отпрысков через призму этой идеи: "Этот ребенок будет жить в двух мирах, и быть частью обоих. Это моя обязанность начать воспитывать его для обоих миров, и еще в младенчестве заложить основу его характера и счастья, как для временной жизни, так и для вечности. Какой же должна быть я сама, и с каким усердием должна подходить к подобной задаче?" Погодите, что?
Глубокая вдумчивость сама собой разумеется в этом случае. Великая обязанность — быть родителем, особенно матерью, и отвечать за воспитание мужчин и женщин для жизни на земле и в вечности... О, женщина! Благополучие твоего ребенка в его земной жизни и в вечности в большой степени зависит от твоего поведения по отношению к нему в период, пока он находится под твоим влиянием в первые годы его жизни. Тебе вручена забота о младенческом теле, здоровье, силе и удобстве, поэтому его дальнейшее существование на земле во многом зависит от тебя. Каковы же будут чувства горького раскаяния, если по твоему недосмотру в результате падения или несчастного случая, в результате твоей безответственности бедное дитя повредит себе спину или вывихнет суставы! О! Видеть, как малыш влачит жизнь инвалида, — вечное горестное напоминание о твоей преступной небрежности! Но насколько же более удручающим зрелищем является деформированная и покалеченная душа, характер, принявший извращенные и пугающие формы, и видеть то, что это — результат твоей небрежности!..
Более всего готовь себя к материнским обязанностям своим искренним и возвышенным благочестием. Мать никогда не должна забывать, что эти обаятельные создания, так весело и невинно резвящиеся в комнате с беззаботностью детства, — юные бессмертные существа... Озабоченность этим вопросом должна быть настолько подавляющей, что должна почти лишать наслаждения материнством. Но мать не может смотреть на дитя, лежащее у груди и мило улыбающееся ей в ответ, как бы говоря: "Спасибо!", когда оно еще не умеет говорить; или спящее в колыбели, дыша так слабо, будто и не дышит вовсе, и в тоже время не чувствовать трепета души и содрогания от черной тени, нависшей над ее духом, от одной мысли: "О, неужели ты будешь распутником в этой жизни, и демоном в следующей?!"
Вместо такой душераздирающей для всяких материнских чувств мысли, она возносится в надежде, что ее дорогой малыш станет святым, полезным, счастливым христианином здесь, на земле, а затем прославленным бессмертным в небесах. Такие мысли должны хотя бы иногда посещать сознание каждого родителя. Отцы и матери должны усвоить возвышенную идею, что их дома — это семинарии для вечности, их дети — ученики, они сами — учителя, а евангельская вера — урок. Да, с каждым ребенком, рождаемым в семью, приходит повеление от Господа: "Возьмите это дитя и принесите его ко Мне". Это одно из Божиих детей в результате творения, посланное вам для наставления на путь, по которому оно должно идти, путь учения и наставления Господня. Мы вздрагиваем при мысли о жестокости тех, кто приносил своих детей в жертву Молоху; но насколько более страшные жертвы практикуют те, кто отдает своих сыновей и дочерей сатане, пренебрегая их религиозным воспитанием, и оставляя расти в небрежении о Боге и своей вечной участи.
Но может ли кто, и будет ли кто наставлять в вере и делать это эффективно, если он не имеет ее и не практикует сам? Поэтому я утверждаю, что материнское сердце должно быть глубоко проникнуто благочестием, поскольку именно его она должна привить своим детям. А без него будет ли у нее воля, чтобы учить, сердце, чтобы молиться и право, чтобы надеяться? Матери, можете ли вы представить себе более высокое и благородное призвание, которого вы, как мать, могли бы достичь, чем то, когда вы сообщаете первое знание о Боге открытому разуму вашего пытливого малыша? Или когда вы направляете его к Божественному Младенцу, Который был рожден в Вифлееме; кто рос в повиновении у Своих родителей; Кто вырос, чтобы стать Спасителем; и Кто сказал: "...пустите детей приходить ко Мне..." (Мк.10:14), кто взял их на руки и благословил, а затем умер ради их спасения на кресте? Или когда вы рассказываете им о небесах, месте пребывания Господа и Его ангелов? Или когда вы видите первый интерес в познании Слова, или когда первая слеза благочестия истекает из детских глаз, когда слышите первый вопрос и первая молитва слетает с уст ребенка! Когда материнское сердце переполняется усладой, и мать опускается на колени и шепчет молитву над своим дитятей, пока оно удивленно смотрит на нее и понимает, что таинственная сила сходит на него, которую оно не может ни понять полностью, ни выразить!
Ваша вера, если она подлинна, покажет вам огромный масштаб работы, и вашу неспособность выполнить ее правильно своими силами. Ваша работа — взращивать смертных для жизни на земле, и бессмертных для Господа, небес и вечности... Культивируйте же трепетное сознание собственной неадекватности, и положитесь верой, а также постоянной и усиленной молитвой на Бога. Будьте, в полном смысле, молящейся матерью. Не доверяйте себе, но молитвой веры заручитесь поддержкой Всемогущего.
Не забудьте того, о чем я уже говорил, что любовь — золотой ключ, помещенный Господом в каждое человеческое сердце, по применении которого, засовы, которые ничто другое не может сдвинуть с места, отодвигаются и двери открываются с легкостью. Жестокость в принципе не пристала людям, а уж тем более женщинам. Но берегитесь, чтобы любовь не переросла в обожание и глупое потакание... наслаждаясь любовью, не позвольте ей ослабить вашу власть. Родитель не должен быть тираном, но не должен он и быть рабом своих детей. Печальное, а для родителей еще и позорное зрелище, видеть семью, подобно стране, где безудержно правят мятежники, отец низложен, скипетр сломлен, а дети-бунтовщики пришли к абсолютной власти. Подчиняться матери следует также как и отцу, и она сама виновата, если дети этого не делают. Прочная система власти, где бразды правления крепко держатся в руках любви, в конце концов, произведет повиновение. Но это должно быть сочетание любви, мудрости и власти. Подчинение должно ощущаться ребенком, как обязательное послушание авторитету, а не как сыгранная на чувствах уступка. Власть не должна ожесточаться до суровости, но и любовь не должна опускаться до уговоров. Указаниям должно подчиняться не просто потому, что они приятны, а потому, что им следует подчиняться.
Здравомыслящая мать будет развивать умение тонко разбираться в ситуации и применять наказание в зависимости от внутренней позиции ребенка. В некоторых семьях видов наказаний так же много, как и детей... Один ребенок ― бесцеремонная выскочка, и его надо поправлять и укорять чаще, другой — тихоня и скромник, которого необходимо приободрять и поощрять. Одного легче завоевать, взывая к надежде, другого — страхом. Один слишком закрыт и сдержан и должен расти в том, чтобы говорить откровенно и уметь общаться с людьми, другой — слишком открыт и наивен, ему необходима осторожность и самоконтроль. Каждый ребенок нуждается в отдельном наблюдении. Дилетантство столь же недопустимо в воспитании, как и в медицине. Не каждому уму — один и тот же подход, как не каждому телу одни лекарство или пища...
Женщина, исполняющая свои обязанности в этом отношении, должна подчиниться этой миссии и быть готовой на жертвы и даже на некоторые лишения. Кто наблюдал за птицей, терпеливо смирившейся с одиночеством, высиживая кладку, без восхищения ее спокойным добровольным отказом от привычной свободы и радости, отказом, которому учит ее инстинкт?
Женщина ради своих детей, должна добровольно, из соображений здравого смысла и веры, делать то, что птица делает из неосознанных импульсов. Ее дети — это обязанность, ради которой она отказывается от некоторых радостей общественной жизни, и даже от некоторых радостей в общении с верующими. Имеющая материнскую власть над детьми, должна предоставить и свою компанию им... Я не говорю, что мать должна быть заключена в доме, как в тюрьме, не выходить из него и не проводить время в компании других людей. Будучи посвящена своей семье, она время от времени нуждается в отдыхе в обществе, и особенно в ободрении при совместном поклонении. Некоторые матери настолько поработили себя детям, что едва выбираются из дома, даже в храм Господень. Это одна крайность, которую следует избегать... Но те, кто пытаются сделать это, впадают в другую, когда даже ради детей не пропустят какое-то событие или встречу. Женщина, не готовая на такие жертвы ради детей, дома, мужа, не должна даже думать о замужестве.
Будьте оригинальны, изобретательны и старательны в поиске наилучшего метода овладения вниманием ваших детей и влиянием на их умы, пока они юны. Слишком многие полагают, что воспитание, в особенности религиозное воспитание, заключается в простом прослушивании прочитанной главы, заучивании катехизиса или повторении гимна, и когда это сделано, то можно поставить галочку. При таком подходе память — это все, что удалось развить; интеллект, чувства, совесть остались полностью пренебреженными. Мать христианка должна посвятить себя тому, чтобы изобрести наилучшую методику того, как завладеть вниманием и поддерживать его; она не должна утомить ребенка или держать его внимание слишком долго, так, что оно автоматически переключится на другие вещи.
Будьте гибки в религиозном наставлении. Свобода случайного разговора, а не формально установленных и проведенных уроков; переход на беседы на религиозные темы в обычном течение жизни, а не мрачное и удручающее объявление о смене темы с дел житейских на тему веры; привычка сопрягать все вещи с Богом и сравнивать истины и максимумы Библии с событиями каждого часа, а не одно только зажигание субботнего светильника и прекращение всех вещей, как только подходит время наставления — вот средства найти путь к молодому сердцу и соблюсти веру наряду с ее великим Автором — объектом не отвращения и угрозы, не только холодного и отдаленного почтения, но и примешанных к ним уважения и любви. "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая..." (Втор. 6:6,7)
Матери, способность к такому огромному влиянию накладывает на вас ответственность. За эту способность, дарованную вам Богом, вы ответственны перед вашими детьми. Вы ответственны перед вашими мужьями. Они доверили вам воспитание своих детей... Вы ответственны перед церковью Божьей, поскольку домашнее наставление есть и должно быть в семьях праведников, основным средством обращения. Роковая ошибка родителей-христиан рассчитывать на служителей в вопросе обращения своих детей. И, увы! Это ошибка нашего времени. От кафедры ожидают те результаты, которые должны прийти от родителей.
Как и во всех вещах, важно иметь хорошее начало. Начало, как правило, определяет весь ход процесса и его конец. Ошибки, как в теории, так и в практике, длительно и упорно насаждаемые, могут по мудрости, желанию и милости Бога быть исправлены. Иначе реформация была бы невозможна. Но насколько лучше и проще избегать ошибок, чем исправлять их. Многие матери заметили свои ошибки, когда уже было слишком поздно их исправлять. Дети выросли под влиянием плохой системы домашнего управления и материального руководства и приобрели устойчивую дурную привычку, которую никакая последующая мудрость, твердость, жесткость или любовь не в состоянии уже исправить. И родители вынуждены проливать горькие, но тщетные слезы о том, что они не начали жизнь с тем подходом к своим обязанностям, с которым они ее заканчивают.
Если мама хорошо начнет, она, скорее всего, и хорошо продолжит, то же правило истинно и в случае, если она начнет плохо. Ее отношение к первому ребенку, скорее всего, определит и отношение ко всем последующим. Как важно в этом случае на данном этапе истории ее семьи хорошо, с полным осознанием и молитвой взвесить свою ответственность! Вполне очевидно, что этот вопрос не должен оставлять ни одну женщину, покуда она не станет матерью. Сама возможность этого должна вести ее к должной подготовке к ожидаемым новым обязанностям... Приготовить себя ко всякой ситуации, вскоре оказаться в которой мы имеем все основания ― наше второе естество. Предусмотрительность дана человеку с целью во всеоружии встретить ожидаемую ситуацию и обязанности. Женщина, которая никогда не задается вопросом о материнской ответственности и обязанностях до тех пор, пока не призвана на деле исполнить их, скорее всего, незначительно преуспеет в этом важном отношении. К несчастью, молодая жена, готовясь к рождению ребенка, в некоторых случаях настолько погружена в ненужные беспокойства по поводу собственного здоровья, а в других настолько занята заботами о физических нуждах и милом внешнем убранстве ожидаемого малыша, что забывает подготовить себя для выполнения более важной ответственности, возложенной на нее по отношению к разуму, сердцу и совести ребенка.
Мать, которая желает исполнить свои обязанности по отношению к детям, должна предпринимать особые усилия для того, чтобы научиться этому. Она должна читать, обогащая свой ум знанием. Она должна размышлять, наблюдать и собирать полезную информацию, где только можно. Ее принципы должны быть сформированы, ее планы четки, ее цели сформулированы. Она должна культивировать все те привычки и черты характера, которые необходимы для того, чтобы уметь наставлять и управлять. Она должна воспитывать в себе бдительность, быстроту ориентации в ситуации, проницательность в различных ее формах и способность глубоко и обширно мыслить. Привычка к труду, скорость реакции, порядок и систематичность абсолютно обязательны для нее; так же, как и практика всяких благих и доброжелательных чувств. Она должна объединять мягкость и непреклонность и достигать терпения и полного контроля над своим духом. Чрезвычайно важно для нее также иметь правильное знание о людском естестве и том, как обращаться с человеческим сердцем. Но прежде всего, да помнит она, что благочестие — это животворящий дух всех добродетелей, и пример — наиболее сильное средство их насаждения. Она никогда не должна забывать, что два глаза и два уха ребенка непрестанно следят за материнским поведением. Неудовлетворенная уровнем своей предварительной подготовки к этим важнейшим функциям, она должна продолжать учиться параллельно со своими детьми. Есть ситуации, которые требуют обязательной подготовки и есть те, что требует меньшей.
Опять же, мы часто наблюдаем у матери такую заботу о здоровье и удобстве малыша, такую поглощенность его физическим развитием, помноженные на такое огромное восхищение ребенком, как таковым, такую материнскую гордость и радость о своем мальчике, что ее ум отвлечен этими обстоятельствами от всех серьезных мыслей и святых размышлений, которые должны быть пробуждены пониманием того факта, что мыслящее, вечное, но падшее существо было доверено ее заботам, чтобы быть подготовленным к жизни в двух мирах. И так месяц за месяцем ее внимание занято чуждым, пока способности ее младенца развиваются. Его суждения, воля, пристрастия и совесть, в той степени, в которой они присутствуют, открыты, но оставлены в небрежении, и его естественная предрасположенность ко злу растет, игнорируемая и не исправляемая. Всякий шанс, когда благоразумная забота о формировании его характера могла бы быть успешно проявлена, упускается; страстям допускается взять верх безо всякого обуздания; и эгоистичной воле перерасти в решимость и ожесточиться до упрямства. И когда легкомысленная мать однажды, наконец, задастся намерением начать систему нравственного воспитания (постоянно оправдывая себя тем, что время еще не пришло), она удивляется тому, как сложно ей совладать с объектом воспитания. И затем обнаруживает, что настолько пренебрегала собственной подготовкой к материнским обязанностям, что не знает, как их исполнять и, что вообще она должна делать. А плохо воспитанный ребенок продолжает расти не только в возрасте и силе, но и в своенравном поведении и несгибаемым своеволии; и бедная мать не может их контролировать; а что до отца, он слишком поглощён заботами о бизнесе, чтобы помочь своей несовершенной помощнице; вот и разыгрывается сцена, описанная Соломоном, как "отрок, оставленный в небрежении" (Прит. 29:15)...
Молодые матери, начинайте правильно. Воспитывайте первого ребенка с рассудительностью; приложите все способности, всю любовь, все старание и посвященность его формированию; и таким образом однажды приобретенный навык, будет сравнительно легко даваться со всеми последующими детьми. Новизна материнства, незнакомые чувства, которые оно вызывает и новый интерес, который инициирует, скорее всего, (если вы неосторожны) притупят вашу бдительность и отвлекут внимание от великого труда нравственного воспитания. Уже первый ребенок делает мать либо хорошей, либо неразумной.
Начать совершенствование своих материнских навыков с первым ребенком ― вопрос чрезвычайной важности, так как это в той же мере важно для него, как и для всех последующих детей, поэтому, как я уже сказал, начинайте пораньше. Образование, как уже было представлено, не начинается с алфавита. Оно начинается со взгляда матери; с отцовского одобрительного кивка или укоризненного взгляда; с сестринского мягкого сдерживания руки или благородного акта братской снисходительности; с букета цветов в лощине, на холмах и ромашковых полях; с ползущих муравьев и крохотных букашек; с жужжащих пчел и наблюдения за ульем; с приятных прогулок по тенистым аллеям; и с мыслей, направленных любящим и доброжелательным тоном и словами к природе, красоте, актам доброжелательности и помятованию о Нем, кто есть основа всего благого. Да, и до того, как все это сделано, до того, как уроки воспитания могут быть преподаны ребенку цветами, насекомыми, птицами, нравственное воспитание может уже начаться: материнский взгляд, одобрительный кивок или едва уловимый укор.
Одна из огромных ошибок, в которую впадают матери, это предположение, что первые два-три года жизни ребенка не так важны в смысле дисциплины. Правда же состоит в том, что формирование характера наиболее важная из всех вещей. Верно подмечено, что от воспринятых в эти годы впечатлений, насажденных принципов, сформированных привычек характер ребенка может сформироваться на всю последующую жизнь и вечность. Абсолютно ясно, что ребенок, еще до того, как он научиться говорить, уже подлежит нравственному воспитанию. Совесть или чувство морали, могут быть быстро развиты рассудительной матерью еще до первого дня его рождения. Даже так рано он может научиться различать то, что его мама считает правильным и неправильным, что ее радует и что разочаровывает. Дикие животные могут это делать, и если они могут быть научены, почему не малолетние дети? Признано, что у некоторых детенышей животных больше здравого смысла, нежели у младенцев. Тем не менее, даже детеныши животных могут быть научены тому, что они имеют и не имеют права делать, а значит и маленькие дети. Я часто слышу, как матери говорят, что их дети слишком малы для того, чтобы учиться повиновению. Мать, которая действует, исходя из принципа, что ее дети могут делать вещи по-своему на протяжении лет или месяцев, обнаружит к своему урону, что этот урок, по крайней мере, не скоро будет забыт. Нравственное воспитание может и должно предшествовать интеллектуальному. Культивация чувств и совести должна быть отправной точкой и фундаментом образования, и будет содействовать всякому последующему усилию, как ребенка, так и тех, кто дисциплинирует и обучает его... Боязливые, робкие и беспокойные матери, не бойтесь! Молитва принесет Божью помощь и Божье благословение.
Неблагоразумная терпимость — наиболее частая и вредная опасность, в которую впадают молодые матери. Будьте добрыми! Вы должны быть добрыми. Нелюбящая, жестокосердная мать — это двойной поклеп на ее роль, как женщины, и на ее отношение. Любовь — это ее сила, ее инструмент. Она не может делать ничего без любви. Но в таком случае ее любовь должна быть такой, как любовь Небесного Отца, который сказал: "Кого я люблю, тех обличаю и наказываю" (Отк. 3:19). Можете ли вы сказать "нет" ребенку, когда он с заискивающей улыбкой, умоляющим голосом, плачущими глазами просит что-то, что будет ему во вред? Можете ли вы забрать у него то, что, скорее всего, причинит ему зло, однако заставит его пережить боль уступки вам? Можете ли вы исправлять его в неправильных вещах, когда его сердце поднимается в сопротивлении вашим суждениям? Можете ли вы спустить его с рук вовремя за неправильное поведение, в то время как он обнимает вас за шею и плачет, чтобы его не опускали? Можете ли вы достигать повиновения, которое ему так сложно дается, но для вас необходимо, которое — заповедь для вас? Можете ли вы противостоять его слезам, намеренному сопротивлению, неуступчивости в требованиях, и, сначала, победить их в своем собственном сердце, так громко сопротивляющемся вам, для того, чтобы после победить их в его сердечке? Или вы позволяете себе покориться желанию положить конец прению и, смягчив его страдания, лелеете нрав, которые должен быть вырван с корнем ценой любой боли? Та женщина, которая не может ответить на все эти вопросы утвердительно, не готова стать матерью. В семье должна быть дисциплина. Родителя должны слушаться. Забросьте это — и вы будете учить вашего ребенка злу, а не добру. Потому снова говорю, начинайте пораньше. Оденьте мягкое и легкое ярмо быстро. Лошадь объезжают, пока она еще жеребенок. Дикие животные укрощаются, пока они молоды. Как представители людей, так и представители животных вскоре перерастают способность быть управляемыми. Рассматривая своих детей, как бессмертных существ, предназначенных для вечности и способных наслаждаться небесами, вы будете усердно работать с самого младенчества, чтобы наполнить их умы религиозными представлениями. Понимание бессмертия пресекает небрежность и неоцененность всего, что оно собой характеризует, и таким образом возносит до высочайшего уровня прославленную честь матери.
Она, по суверенному замыслу Вседержителя, родила человека не для временного существования, как того, чья жизнь закончится, как жизнь полевого зверя, но человека бессмертного! Ее грудной младенец, хрупкий и беспомощный, как может казаться, обладает разумной душой, интеллектуальной силой, духом, который не может разрушить всепоглощающее время, кто не может когда-либо умереть, но кто переживет великолепие яркого солнца и блистающее величие небесных тел. Чрез бесконечность вечности, когда все это, выполнившее свою задачу и достигшее назначенного конца своего замысла, будет стерто с лица Вселенной, душа наикротчайшего ребенка воссияет и усовершится перед вечным троном, будучи наполнена святым наслаждением и божественной любовью с готовностью постоянно воздавать славу ее благословенному Творцу. Матери, таково ваше высокое положение, такова ваша огромная честь. Прочувствуйте и оцените вашу богатую награду в призвании воспитывать сыновей и дочерей Господа Бога Всемогущего, и приготавливать святую семью, которая будет обитать в многочисленных обителях дома Его Отца, которые Господь Иисус ушел приготовить.
Отдайтесь этому славному труду. Но будьте рассудительны во всем, что делаете, чтобы вы не вызвали предубеждение против настоящей веры вместо расположенности к ней. Пусть ваши самые теплые чувства, ваше самое великое старание, самые радушные улыбки будут присутствовать на лице, когда вы воспитываете веру в ваших детях. Будьте сами ангелами, насколько это возможно. Представьте религию во всей ее красоте, привлекательности, святости и неописуемой сладости. Позвольте им видеть это в вашем характере, равно как и слышать это из ваших уст.
Автор: Джон Энджелл Джеймс (1785-1859)