Некоторое время тому назад меня пригласил на свое групповое служение руководитель группы Николай Колесник и от имени их всех задал мне двенадцать вопросов, на которые я дал краткие ответы.
Где и при каких обстоятельствах Вы встретились со Христом?
В 1947 году, в возрасте 17-ти лет, я учился в железнодорожном училище. Отец мой в то время был коммунистом, а я – комсомольцем, не знающим и не разбирающимся ни в какой религии. Несмотря на то, что моя мать была верующей, на мое мировоззрение она не оказывала никакого влияния. Я рос и воспитывался под влиянием коммунистической идеологии.
Однажды я пришел из училища домой. В кармане у меня была пачка папирос. Я сел на табурет и поднял голову вверх. Вдруг меня посетили ужасные мысли, посягающие на мою жизнь. В одно мгновение мой внутренний мир превратился в пустыню. Все, к чему я стремился, потеряло вдруг смысл и ценность... Это была мучительная ночь.
На другой день я подошел к затопленной печке и бросил в нее пачку папирос – это был акт избавления от дурной привычки. Приблизительно через неделю, в воскресный день, посреди утреннего многолюдного собрания народа Божьего, я закричал: "Господи, я погибаю, спаси меня!" Это была молитва грешника, осознавшего величайшую нужду в спасительном действии Бога. И Он меня спас. Это произошло в октябре 1947 года.
Как Вы пришли к уверенности в рождении свыше?
В то время, когда я обратился к Богу с раскаянием, я ничего не знал о рождении свыше. Я не знал Священного Писания, не знал баптистского учения. Я вообще не знал основ того или иного религиозного направления. Я понимал только одно: я – погибающий грешник, и спасение мне может дать только Христос.
Будучи комсомольцем, я должен был бороться со всякими религиозными предрассудками, но сам я даже не вполне осознавал, что из себя представляют эти религиозные предрассудки. При этом я сильно курил, любил кино и театры... Но в момент моего покаяния, в считанные ми нуты, в одно мгновение все, что связывало меня с этим миром, навсегда отлетело от меня – как полова, как шелуха... Этот мир, со всею его привлекательностью, перестал для меня существовать.
Меня больше не тянуло к папиросам, кино и театрам. Я умер для мира в первый же день своего раскаяния, и по сегодняшний день мир не имеет для меня никакого значения и интереса. В этом случае я смело могу сказать вместе с апостолом Павлом: "...я от всего отказался..." Моя смерть для мира и стремление жить для Христа и являются свидетельством моего рождения свыше.
На Вашем пути было много христиан, которые вкладывали свою жизнь в созидание Церкви. Если можно, назовите несколько таких имен и расскажите, как именно они повлияли на Вашу посвященность Божьему делу.
Действительно, на моем христианском пути я встречал многих посвященных Богу христиан, много преданных Божьему делу служителей, с которыми вместе трудился, созидая Церковь Иисуса Христа. Вместе с ними я прошел тернистый путь от нелегального положения до тюремного заключения. Эти люди жертвовали всем ради сохранения учения Иисуса Христа. Эт о были гиганты веры.
Николай Петрович Храпов, бывший в тюремном заключении около тридцати лет и ушедший в вечность прямо с тюремной койки, оставил после себя глубокий след верности Писанию.
Сергей Терентьевич Гольев – почтенный старец того времени, смиренный и кроткий, жизнь которого служила благословенным примером преданности и верности Христу; испытавший узы гонений и сохранивший чистоту христианской жизни в словах и поступках.
Геннадий Константинович Крючков, несмотря на ряд сделанных им серьезных ошибок, был предан Богу в тот период времени, когда Церкви в Советском Союзе угрожала смертельная опасность. Он принял на себя руководство инициативной группой, оргкомитетом, а в последствии – и Советом Церквей; много лет провел в подполье, испытал узы и страдания.
Георгий Петрович Винс, молодой инженер, большой интеллектуал с благородным характером, был посвящен Богу всеми фибрами своей души, любя Его и живя для Него. Он прошел через многочисленные тюрьмы за верность Иисусу Христу, отдал все свои духовные и физические силы в созидание Церкви в период тяжелых гонений.
Ал ександр Степанович Артюхов, также испытавший много гонений. Прекрасный служитель, вместе с которым мне много довелось нести служение.
Николай Георгиевич Батурин, Михаил Тимофеевич Шаптала, Дмитрий Степанович Рогожин и еще много других служителей оставили за собой глубокие следы веры, упования на Бога, полной и бескомпромиссной верности Христу и Его учению. Эти верные Божьи служители, несомненно, оставили в моем сознании великий пример хождения перед Христом.
Но на мою посвященность Богу и Его делу повлиял Христос, спасший меня от гибели. Он и только Он один произвел в моей жизни крутой поворот от мира к Богу, от вечной гибели – к вечной жизни. Ему одному посвятил я всю мою жизнь: для Его славы и на Его дело.
Как Вы пришли к решению вложить свою жизнь не в зарабатывание больших денег и занятие бизнесом, но инвестированию в вечное?
На этот счет я не принимал никакого решения. Просто с момента моего покаяния Бог забрал у меня все, что связывало меня с этим миром. Для меня этот мир, со всеми его ценностями, просто перестал существовать. Деньги меня не привлекают: мне и моей семь е Бог давал и дает столько денег, чтобы их хватало на скромное пропитание, скромную одежду, оплату по счетам и на Его дело. Поэтому и моя жизнь, и моя семья, безо всякого решения, посвящены Богу и, как Вы говорите, "инвестированы в вечное". Думаю, что это не мое, а Божье решение относительно моего земного пути, и я с этим Его решением на сто процентов согласен и другого ничего не хочу.
Почему Вы выбрали именно пастырское служение?
Я пастырское служение не выбирал, я был призван стать пастырем. Богу угодно было меня, абсолютно ничего не значущего, призвать на это служение, дать мне разумение Его Слова, понимание Его учения, сохранять мой разум от засорения ложными, либеральными учениями. Все это – выбор моего Господа, и сам по себе я не достоин этого призвания, этого ценнейшего служения. Никогда не хочу соглашаться с какими бы то ни было надуманными выводами людей, искажающими учение Иисуса Христа и Его Апостолов.
Если бы у Вас была возможность начать жизнь сначала, во что бы Вы ее вложили и почему?
Считаю, что данный вопрос не совсем правильно поставлен. Никому из живущи х на земле не дано прожить жизнь дважды, не дано дважды пройти земной путь. Невозможно исправить свои ошибки, невозможно возвратить произнесенные слова или обратить вспять соделанное. Можно только глубоко осознать неверность произнесенных слов и свершенных дел, просить у Бога прощения за них и на оставшемся отрезке жизненного пути стараться не повторять своих пробелов: греховных дел и слов.
Что касается того, во что и почему я вкладывал бы себя... Не знаю, как ответили бы на этот вопрос другие, но я уже ответил на него в предыдущих вопросах: с решением Бога я согласен абсолютно, хотя бы мне пришлось прожить и сто жизней на этой земле...
Скоро Вам исполнится 85. О чем Вы больше всего сожалеете и чему больше всего радуетесь, размышляя о своей жизни?
В моей христианской жизни было несколько горьких моментов, о которых, с человеческой точки зрения, можно сожалеть. Но с Божьей точки зрения это допущено для того, чтобы я умел смиряться, научился кротости и не гордился познаниями, дарованными мне Богом. Таким образом, все эти горечи послужили моему духовному росту, научили меня любить лю дей и никого не поносить.
Что меня больше всего радует? Прежде всего, Сам Бог, Его суверенная воля, это все то, кем Он является, Кто Он есть. Второе, факт, что Он явил мне Свое спасение и дал мне разумение Его Слова.
Каждому из нас Бог, по Своей милости, дал жизнь, и с ней – много других даров. Говоря о вложении этих Божьих даров в вечное, от чего бы Вы хотели всех нас предостеречь?
Первое, в чем я хотел бы предостеречь всех, а особенно, служителей церкви и проповедников, не проявлять своеволия в изъяснении Писания, не приписывать тексту значения, которое он в себе не содержит, не выдавать вымышленное за Слово Божие.
Второе: помните, что Библия написана Духом Святым так, что "...и неопытный пойдет и не заблудится..."
Третье: христиане могут себя вкладывать в то, что Бог по Своей милости нам дал, при этом нарушая Его незыблемое Слово, навязывая Ему ложные мотивы, которые не исходят из Его Слова.
И последнее: бойтесь гордости, денег и женщин.
А женщины, сестры во Христе, бойтесь нескромного поведения в одежде, косметике, и нравственного опустошения. Помните: вы можете содействовать либо спасению мира, либо его разложению и гибели, на вас лежит эта ответственность. В Библии Бог приводит нам массу примеров гибели царей и целых царств, в нравственном и духовном падении которых главную роль сыграли именно женщины.
Вы заканчиваете писать книгу "Вехи пройденного пути". Какие чувства посещали Вас в процессе ее написания (ведь Вам пришлось вспомнить разное из пережитого вами: приятное и неприятное, разных людей, разные периоды жизни и служения, трудности, которые переживала семья, тюрьма, взгляд в прошлое...)?
Это животрепещущий вопрос, на который невозможно ответить однозначно. Прежде всего, я испытывал страх... Каждый раз, когда брался за перо, чтобы продолжить писать главу за главой. Страх перед тем, чтобы в этой книге не потерять правдивости изложения, чтобы события, мною пережитые, были переданы точно и непредвзято.
Второе, к чему я стремился, чтобы книга эта могла хоть немного помочь в формировании характера молодого поколения; чтобы молодое поколение, глядя на пройденный путь его предшественников, могло подражать их вере и нравственной чистоте.