Обеспокоенность вопросами внешнего вида в христианских кругах в последние десятилетия чаще всего связывают с законничеством или традиционностью. Исповедуя свободу во Христе, многие подчеркнуто отказываются от какой-либо регуляции в этой сфере, боясь выглядеть законниками. Спасение по благодати, даруемое Христом, действительно, делает человека свободным, в том числе и от традиционализма, но сказать, что при этом вопросы, подобные подходу к внешнему виду, могут быть пущены на самотек − совершенно неправильно.
Принятие Евангелия неразрывно связано с радикальным изменением целей жизни и системы ценностей. Говоря о спасительной вести в одном из посланий, Апостол Павел емко выразил его суть:
"Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью." (Гал. 5:6).
Обрезание и необрезание п редставляют в этом месте два разных неевангельских подхода к жизни. В богословской среде первый принято называть легализмом, т. е. законничеством, второй − антиномизмом, т. е. отвержением законов. Эти термины представляют две системы жизни.
Легализм — это упование на собственную праведность, демонстрируемую в исполнении законов и правил. Ценности легализма: собственные достижения. Цели легализма: самоутверждение, самовозвышение.
Антиномизм — это отвержение законов и правил, движимое самоугождением. Ценности антиномизма: бунт против закона и авторитетов. Цель антиномизма: самоугождение.
Легализм и антиномизм — два основных ложных направления, сформировавшихся в религиозной среде. Они имеют множество форм выражения, но их сущность остается неизменна: центром, целью и ценностями обеих позиций всегда является человек, а не Бог. Поэтому, как говорит Апостол Павел, оба жизненные подхода не имеют силы. Они не способны спасти. Они не могут дать надежды. Они обязательно приведут в тупик разочарования.
Евангелие радикально отл ичается от обеих позиций. Его ценностями и целью является не человек, а Бог. Оно исключает жизнь собственными заслугами (обрезание, как попытка оправдания законом) и жизнь ради себя самого (необрезание).
Евангелие — это упование на праведность Иисуса Христа, выражающееся в благодарном поклонении и смиренном послушании Ему. Ценности Евангелия — Христос, Его заместительная жертва и Его праведность, вменяемая человеку по вере. Цель Евангелия — жизнь для Христа.
Апостол Павел говорил об этом предельно ясно.
А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. (2Кор. 5:15)
Вера в Евангелие — это не простое соглашение с фактом, что Христос умер за нас на кресте. Это признание своей погибели. Это отречение от самоутверждения и самоугождения. Это посвящение всего себя и своей жизни Иисусу Христу.
Жизнь, даруемая Евангелием,— это жизнь Иисусом Христом. Жизнь, рождающаяся из покорности Его жизни. В Послании к Галатам, апостол называет ее жизнью по духу.
Но дело в том, что в сердце рожденного свыше че ловека постоянно происходит борьба между живущими в нем остатками ветхой природы и его рожденным от Бога духом. Всякое наше решение и действие мотивировано либо ветхой, плотской природой, либо новым человеком, рожденным от Бога. Наши вкусы и подходы во всех сферах, включая вопросы внешнего вида, абсолютно всегда продиктованы либо любовью к себе и ценностям грешного мира, либо живущим в нас духом Иисуса Христа.
Апостол уточняет, что жизнь по духу возможна только в результате сознательного подчинения себя Ему.
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. (Гал. 5:16-18)
В естественном состоянии плоть всегда наступает, требуя своего, поэтому каждому христианину необходимо бодрствовать, сознательно покоряя себя движению духа. И Евангелие дарует христианину эту практическую способность. Жизнь по духу — это стремление угодить Тому, Кого любишь, Кто умер за тебя на кресте.
Быть движимым духом означает искренне стремиться обрести Христово отношение к конкретным жизненным вопросам. Это становится возможным при честном исследовании Священного Писания с готовностью покориться Ему. Быть движимым духом в вопросах внешнего вида означает, во-первых, позволить Писанию сформировать наши вкусы и подходы в этой сфере вообщем, и, во-вторых, быть движимым духом значит принимать решения, продиктованные желанием быть послушными Христу и прославлять Его нашими действиями.
Изучая соответствующие тексты Писания, мы можем выделить несколько основных принципов, регулирующих жизнь Божиих детей в сфере внешности. Большинство этих отрывков обращены к женщинам по той простой причине, что вопрос украшений и внешнего вида играет более значительную роль в жизни слабой половины человечества. Тем не менее, многие истины, представленные в них, очевидно, касаются и мужчин. Эти универсальные тексты, оставленные Богом на страницах Писания, призваны сформировать в христианах каждого поколения и каждой культуры подход к внешнему виду, регулируемый жизнью Иисуса Христа, в них пребывающе й.
Посвящение благочестию
Практически во всех ключевых текстах Писание подчеркивает, что верная позиция в вопросе внешнего вида — это следствие правильного отношения к Богу.
...чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. (1Тим. 2:9-10)
Все характеристики внешнего вида, представленные здесь апостолом, определяются последней фразой. Они являются результатом и вообще становятся возможными только благодаря посвященности благочестию. Греческое слово πρέπω, переведенное в русской Синодальной Библии словом "прилично", означает "подходяще", "подобающе" или "соответствующе". То есть качества, перечисленные выше, подстать благочестию.
Христианский разговор о внешнем виде невозможен вне посвященности благочестию. Библия —это не книга морали, это книга спасения. Писание говорит о нравственности, как об одном из плодов, характеризующих человека, живущего Евангелием. Поэтому без посвящения Благой вести разговор о внешнем виде христианина невозможен. Без Евангелия он сразу же превращается в бесполезный спор, который ни к чему хорошему не приводит.
Благочестие (θεοσέβεια) — это состояние, в котором настроение и поступки людей определяются представлением о присутствии или действии некоего всемогущего, управляющего мировыми событиями существа или принципа, которое наполняет их сознание[1]. Так определяет термин Философская энциклопедия. Библия выражает эту идею словами "ходить перед Богом", что означает жить в осознании Его присутствия, "жить в страхе Божием", "служить Богу с благоговением" и многими другими. Таким образом, благочестие — это подход к жизни, определяемый глубоким почтением к Богу.
Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом...(Евр. 12:28)
Одеваться по духу можно только тогда, когда сердце относится с почтением к Тому, кто сотворил и спас нас, Кто будет однажды судить нас. Одеваться по духу можно только тогда, когда Божье присутствие осознается, рождая в нас благоговение, страх и готовность повиноваться. Упустите этот момент, — и дальнейший ход мыслей в этом вопросе пойдет в неверном направлении.
Все начинается с целей, ради которых мы живем. Если человек ходит перед людьми, поклоняется моде, если он посвятил себя богатству, крутизне и стильности, он не сможет правильно оценивать библейские принципы внешнего вида. Они будут казаться ему непонятными, странными и невыполнимыми.
К сожалению, многие христиане часто стоят перед этой дилеммой. С одной стороны, они, кажется, любят Бога и хотят служить Ему, но с другой, в их жизни большую роль играет признание и популярность среди людей. Незаметно для себя, они начинают поклоняться моде, красоте тела, стилям и формам, популярным среди определенных групп людей. Они пытаются примирить в себе два совершенно разных мира, что приводит к постоянному напряжению внутри, лишая их христианство эффективности.
Чтобы научиться одеваться по духу, поклоняйтесь Богу, а не миру. Поклоняйтесь Ему, а не своему телу. Поклоняйтесь Господу, а не своим вкусам.
Перепроверьте себя, как и под влиянием чего сложились ваши вкусы.
Превосходство внутренней красоты
Формируя христианский подход к внешнему виду, Евангелие опирается на еще одно, крайне важное условие, а именно: понимание сущности красоты. Человек, старающийся стать красивым, должен понимать, к чему именно он стремится. И вот здесь начинаются серьезные проблемы. Многие христиане исходят из представлений о красоте, диктуемых плотью, а не духом. Тем не менее, Библия ясно формулирует для нас Божий стандарт:
Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1Пет. 3:3-4)
Истинная красота — это красота внутреннего человека, красота духа. Такую красоту ценит Бог. Ее наличие или отсутствие определяет, красив человек или уродлив. Внутренняя красота делает красивыми даже тех, кто имеет явные физические недостатки. И наоборот, отсутствие внутренней красоты отталкивает от людей с самыми совершенны ми формами лица и тела.
Даже современные визажисты признают, что в дорогих баночках и тюбиках от именитых производителей косметики вы не найдете того, что может украсить вас лучше, чем лучезарная улыбка. Именно об этом и говорит Павел, перечисляя результаты действия Евангелия в сердце христианина. Заметьте, Евангелие не производит внешних изменений тела, оно не увеличивает рост и не уменьшает размер ушей. Евангелие преображает личность, делая человека красивым внутри.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Гал. 5:22-23)
Любовь и радость, мир и доброта, милосердие и долготерпение — это то, что делает любого человека поистине красивым и привлекательным. Не поняв этой истины, люди тратят время, силы и огромные деньги в бесполезном стремлении стать красивыми внешне.
Некоторые, возможно, до какой-то степени понимают важность красоты души, они не против быть красивыми внутри. Но эта красота требует серьезной трансформации внутреннего человека, возможной только в результате глубокого погружения в Евангелие, покорности Святому Духу и жизни Иисуса Христа. Процесс внутреннего преображения требует гораздо больше времени, жертвенности и усилий, чем какая бы то ни было пластическая операция или диета. Поэтому многие прибегают к методу полегче, чтобы приблизиться хотя бы к мирскому стандарту красоты.
Это одно из величайших заблуждений, используемых дьяволом для порабощения людей. В погоне за внешней красотой, люди кладут на алтарь и свое здоровье, и свои семьи. Индустрия красоты превратилась в многомиллиардный бизнес не на пустом месте. Она постоянно увлекает за собой все новые жертвы, часто с самых ранних лет.
Люди, познавшие Евангелие, имеют возможность быть свободными от этого великого обмана. Когда Бог открывает им смысл истинной красоты, христиане, стремясь быть красивыми, фокусируют свое внимание на состоянии внутреннего человека. Внешние украшения только подчеркивают внутреннюю прелесть.
Кротость
Писание детально описывает, в чем именно заключается красота внутреннего человека, не оставляя это на откуп людям. Первым таким качеством является кротость.
Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1Пет. 3:3-4)
Кроткий (πραέως от πραΰς, что значит мягкий, смиренный, тактичный, деликатный, внимательный к другим)[2].
Молчаливый (ἡσύχιος, т. е. имеющий внутреннее спокойствие, тихий, уравновешенный, мирный, ненапряженный)[3].
Обратите внимание, насколько это противоположно ценностям современного мира! Дерзость в позициях, мнениях, готовность спорить, бросать вызов, заявлять о себе, отстаивать свои права — это идеология, в большой степени формирующая современную моду. Мода и стили рождаются не на пустом месте, они движимы мировоззрением, царящим в сознании модельеров и находящем отклик в массах. Соответственно, отвергая Божьи стандарты красоты, законодатели современной моды стремятся выразить и подчеркнуть, то что они считают ценным.
К сожалению, этот ложный концепт красоты прочно прижился даже среди христиан. Один современный писатель, анализирующий состояние современного христианского мира, говорит в этом отношении следующее: "Мы заменили самоконтроль самовыражением, объективную истину субъективными ценностями."[4] Увы, это правда, дерзость сегодня популярнее мягкости и кротости; готовность бросать вызов, утверждать себя и свою точку зрения популярнее деликатности и смирения.
Скромность
Кроме того, истинная красота включает в себя скромность или стыдливость.
...чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. (1Тим. 2:9-10)
Скромность — это красота, не выставляемая напоказ. Скромный человек не трубит о своих достоинствах, не претендует на то, что он представляет из себя что-то великое. Это понятие неразрывно связано со смирением.
Русский перевод не случайно использует здесь слово "стыдливость". Оно подчеркивает понимание факта, что есть что-то сокровенное, что не нужно демонстрировать перед всеми.
Академический словарь представляет значение этого слова так: "Стыдливость — это... стремление не выставлять напоказ отношения, существующие между партнерами, не допускать проявления интимных чувств на людях.., это боязнь оскорбить душевность отношений. Часто стыдливость проявляется как сдержанность в разговорах, одежде и манерах."[5]
В жизни христиан скромность или стыдливость — это качества духа, исходящее из личного посвящения благочестию, из почтения перед Богом. Бог создал стыдливость с тем, чтобы прикрыть то, чего не должны видеть все. Философ Иманнуил Кант когда-то писал о роли стыдливости: "...стыдливость служит для того, чтобы набросить таинственный покров даже на самые естественные и самые необходимые цели природы, дабы слишком уж грубое знакомство с ними не вызвало отвращения."[6]
В мире стыдливость все более и более непопулярна. Погрязая в распущенности, общество срывает покрывало таинственности со всего, с чего только можно. Нет такой вещи, которую бы современные люди стеснялись выставить напоказ. Свобода и раскрепощенность радостно приветствуются в обществе.
На прошлой неделе я натолкнулся на интересную статью, в которой обозреватель сравнивал внешний вид ожидающей ребенка Кейт Миддлтон, жены наследника трона Британской империи, и находящейся в том же положении американской актрисы Ким Кардашиан.
Первая была одета очень благородно, в костюм, красиво и гармонично скрывающий ее увеличившийся живот, слегка намекая на него. Вторая вышла в свет в очень узком платье, открыто выставляющем на всеобщее обозрение ее положение. При этом обозреватель, далекий от христианских идеалов, отмечает разницу в философии обоих подходов к внешнему виду. Один отражает почтение к короне британской империи, второй — развязность и бесстыдство.
Скромность или стыдливость — очень важный элемент истинной красоты. Это состояние внутреннего человека, обретаемое и растущее при погружении в Евангелие, осознание особой чести принадлежать великому и святому Богу. Жан Кальвин когда-то писал об этом: "Там, где распущенность правит внутри, не будет скромности внешнего одеяния."[7] К этому можно добавить слова C. J. Mahaney: "Скромность — это смирение, выраженное в одеянии. Это желание послужить другим, особенно мужчинам, не продвигая и не провоцируя чувственность."[8]
Моральная чистота
Рядом со стыдливостью идет целомудрие или моральная чистота.
...чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. (1Тим. 2:9-10)
Целомудрие — это способность контролировать себя, особенно в вопросе сексуальной похоти. Апостол Павел подчеркивает, что жены, посвящающие себя благочестию, особенно осторожно относятся к тому, чтобы не послужить искушением для окружающих. Джон Макартур комментирует это место Писания так: "Благочестивой женщине было бы стыдно, она бы чувствовала себя виноватой, если бы отвлекла кого-нибудь от поклонения Богу или способствовала появлению похотливых мыслей. Женщина, отличающаяся таким отношением, будет одеваться так, чтобы не быть источником никаких искушений"[9].
К сожалению, наш мир настолько перегружен сексуальностью, что христианам порой трудно определить границу между тем, что вызывает похоть, а что нет. По этой причине сегодня приходится говорить очевидное: что нецеломудренной будет всякая одежда, которая открывает или обтягивает грудь, плечи, бедра и части ног выше колена. Все это возбуждает похоть. Вот почему, например, леггинсы или узкие обтягивающие джинсы (skinny jeans) неприличны для христиан. Одевайтесь в то, что более свободно.
Вместе с тем, приведенное выше — только примеры. Невозможно прописать стандарты на каждую новую модель одежды. Целомудрие или моральная чистота — это состояние сердца. Христиане, посвящающие себя благочестию, заняты не исследованием вопроса, насколько узкой и открытой может быть их одежда, чтобы не пересечь барьера целомудрия. А тем, как в большей степени выразить своим внешним видом приверженность моральной чистоте сердца.
Нужно помнить, что греховное начало, живущее в нас, постоянно толкает нас в сторону похоти. Джон Пайпер отмечает: "Женщины устроены так, что они хотят, чтобы мужчины обращали внимание на их тело"[10]. Подобные тенденции требуют постоянного внимания и контроля со стороны духа. Христианам, посвящающим себя благочестию, приходится прилагать немалые усилия и идти на определенные жертвы, чтобы быть верным Богу в сфере внешнего вида. Например, сегодня трудно купить красивую одежду, помогающую отразить целомудрие сердца. Иногда ее приобретение требует серьезных затрат времени и денег.
Кстати, критерий целомудрия распространяется не только на одежду в богослужебном контексте, но и на то, во что мы одеваем на домашние группы, на природу, в отпуск или даже на свадьбу. Почему-то многие христиане, желая сделать свадьбу торжественным событием, часто прибегают к демонстрации красоты обнаженного женского тела. Возможно, оно, действительно, красиво, но эта красота принадлежит мужу, а не публике. Демонстрировать ее на людях, а тем более в церкви, нецеломудренно, даже для невест.
Но, что делать, если муж заставляет жену одеваться нескромно? Эта проблема стала встречаться все чаще и чаще в последнее время. Вмес то того чтобы защищать своих жен от похотливых взглядов окружающих мужчин и поддерживать любые попытки культивировать целомудрие, некоторые мужья пытаются подчеркнуть собственную значимость, демонстрируя сексапильность своей жены. Это двойной грех: грех против целомудрия и грех гордости, к тому же плодящий грехи окружающих и дающий повод другим сестрам пренебрегать Писанием.
Библия говорит, что жена должна повиноваться своему мужу во всем, кроме греха. Поэтому в такой ситуации жене нужно с уважением, не дерзко, но настойчиво дать своему мужу знать, что она, в первую очередь, повинуется Христу, и только потом ему.
Служение ближним
И последнее, одеваться по духу значит одеваться с желанием послужить ближним. Мы живем в мире индивидуализма, когда личные права поднимаются выше созидания других. Это не дух Писания, не дух Иисуса Христа.
Одежда и внешний вид — это, безусловно, средства выражения себя и влияния на других. Поэтому, выбирая, что надеть, мы не можем игнорировать окружающих. Наш внешний вид создает определенную атмосферу.
Иисус подчеркивал, что цель Его жизни — пос лужить людям, и отдать душу Свою ради спасения их (Мф 20:18). Ту же мысль акцентировал и апостол Павел:
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого... Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись. (1 Кор. 10:23-33)
Будучи движимы духом Иисуса Христа, христиане добровольно ограничивают свою свободу, отказываясь от того, что может создавать какое-то препятствие спасению и созиданию душ ближних. Апостол говорит, что кредо его жизни — угождать всем ради их пользы и спасения.
Но одно дело, когда чей-то подход к внешнему виду откровенно греховен, потому что нескромен или нецеломудрен. Другое дело, когда выбор определенной одежды не является грехом сам по себе, однако, приводит кого-то в смущение. Чтобы не допустить этого, чтобы помочь людям концентрироваться на главном, апостол был готов отказаться даже от того, что позволительно. Вот, как он объяснял свою мотивацию несколько выше в этом же разделе послания:
Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1Кор. 9:23)
Желаете ли вы быть соучастником Евангелия? Жертвуйте ли вы своими правами ради служения ближним? Это очень важный принцип, формирующий вашу позицию в вопросе внешнего вида. Одеваясь, задавайте себе вопрос: поможет ли мой внешний вид создать атмосферу гармонии и благоговения или же наоборот, введет окружающих в смущение?
Иисус Христос обладал полным правом не приходить на землю и не страдать за чьи-то грехи, но подверг Себя величайшим ограничениям ради того, чтобы спасти нас. Быть проводником Евангелия означает отказаться от своих прав, чтобы жить ради спасения и созидания ближних.
В заключении этой статьи, честно признайтесь себе: Является ли Христос Господином вашего гардероба? Регулирует ли Евангелие ваш подход к внешнему виду? Одеваетесь ли вы по духу? Но не останавливайтесь на простой констатации факта. Помните: ценность не в честности, ценность в святости, которую принес нам Христос...
[1] Благочестие // Философский энциклопедический словарь, 2010.
[2] πραέως // Friberg Lexicon. [Электронный ресурс]. Bible works 9 (CD-ROM). (перевод наш — А. К.)
[3] ἡσύχιος // Friberg Lexicon. [Электронный ресурс]. Bible works 9 (CD-ROM). (перевод наш — А. К.)
[4] Vaughan D. The Beauty of Modesty: Cultivating Virtue in the Face of a Vulgar Culture. —Nashville, TN: Turner Publishing Company, 2005. С.87. (перевод наш — А. К.)
[5] Стыдливость // Сексологический словарь.
[6] Там же.
[7] John Calvin. Commentary on 2nd Timothy 2:9-10 (перевод наш — А. К.).
[8] Taylor, J. God, my Heart and Clothes // Worldliness: Resisting the Seduction of a Fallen World / Под ред. Mahaney C., — Wheaton: Crossway, 2008. С.120 (перевод наш — А. К.).
[9] John McArthur. Commentary on 1st Timothy. — Chicago, IL: Moody Publishers, 2004. С. 95 (перевод наш — А. К.).
[10] Piper, J. Is Modesty an Issue in the Church Today? (перевод наш — А. К.).