Введение
Служение проповедника является одним из наивысших призваний, которые только возможны на земле. Проповедь – это не просто информирование людей о чем-то, это не развлечение и не дискуссия на актуальные темы. Проповедь – это "послание от имени Христова" (2 Кор. 5:20), имеющее своей задачей донести до людей могущественное слово от Бога, от которого реально и практически зависит жизнь каждого из них.
Быть глашатаем Божьего слова – огромная привилегия, и, вместе с тем, великая ответственность. Становясь за кафедру и открывая Библию, проповедник занимает место, с которого должна звучать авторитетная божественная истина. Обличая служителей, потерявших понимание этого важного факта, пророк Малахия говорил: "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (Мал. 2:7).
В этом смысл проповеди. Она должна быть носителем неповрежденной, не смешанной с человеческими взглядами и мнениями Божьей истины. Апостол Павел, наставляя в служении своего лучшего ученика, Тимофея, говорил, что правильное отношение к истине Божьего Слова является одним из наиболее важных условий успешного служения. "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15).
Поэтому, для того чтобы проповедь была эффективной, проповедник должен тщательно готовиться к ней, внимательно исследуя текст Священного Писания для того, чтобы быть способным представить истины, находящиеся в нем, ясно, доступно и практично. В наибольшей степени этой цели позволяет достигать тип проповедования, известный как экспозиционная проповедь.
Экспозиционная проповедь – это ясная презентация библейской истины, объясняющая значение текста Писания и то, как его практически применить в жизни конкретной аудитории. На первый взгляд, эта задача может показаться не сложной. Многие считают, что для хорошей проповеди совсем не обязательно проводить много времени в изучении библейского текста. По их мнению, нужно, прежде всего, уметь хорошо говорить и свободно держаться перед большой аудиторией. Дальше уже дело за малым – найти интересную мысль, подкрепить ее местами Писания, обильно приправить все это привлекающими внимание иллюстрациями-примерами – и проповедь обязательно получится. Вполне возможно, что такая проповедь действительно привлечет к себе внимание людей. Может быть даже, она приведет к эмоциональному сокрушению наиболее чувствительных, побуждая их выйти вперед для раскаяния.
Такое поверхностное отношение к библейскому тексту в проповеди распространено настолько, что большинство людей не видят в нем каких-то проблем. Особую популярность ему придает тот факт, что такой тип проповеди не требует слишком большой подготовки. За годы моего служения мне приходилось слышать немало доводов в его пользу. "Подготавливая проповедь заранее, вы ограничиваете действия Святого Духа", – говорят одни. "Просиживать часами за изучением текста для проповеди могут только лентяи, не желающие действительно трудиться в церкви", – вторят другие. "Какая разница, насколько точно вы исследуете текст? Главное – чтобы проповедь была интересной и живой и чтобы в ней была полезная мысль, не противоречащая Писанию", – убеждены третьи.
Все это могло бы показаться убедительным, если бы не одна серьезная проблема: этот подход противоречит тому, чему учит Писание, и лишает проповедь ее главного смысла. Он превращает проповедь в публичное провозглашение идей проповедника, вместо того чтобы она была верным провозглашением слова Божьего.
Незадолго до Вавилонского пленения, когда народ израильский все глубже погружался в отступление, Бог послал пророка Иеремию к духовным лидерам народа со специальным посланием. В этом послании Бог возлагал вину за отступление людей на их пастырей. Удивительно, что эти люди не перестали проповедовать. Наоборот, они проповедовали регулярно и много. Их проблема была в том, что они излагали свои идеи, выдавая их за Слово Божье. Бог самым строгим образом указал на абсолютную недопустимость такой практики. ""Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?" – говорит Господь" (Иер. 23:28).
Несколькими стихами ранее Иеремия указывает, что одной из причин этого смешения Божьего Слова с человеческими идеями было нежелание пророков и священников исследовать то, что говорит Бог. "Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их" (Иер. 23:22).
Стоять в совете Божьем – это и означает готовиться к проповеди. Это и будет предметом нашего исследования в данной статье.
Подготовка к библейской, или экспозиционной, проповеди включает в себя несколько важных аспектов: приготовление сердца проповедника, исследование библейского текста и подготовка презентации, полученной в результате этого исследования истины.
I. Приготовьте сердце
Проповедь Божьего Слова – это духовное явление. Это процесс передачи Божьей авторитетной и могущественной истины человеческим душам, жизнь которых непосредственным образом зависит от нее. Человек, провозглашающий божественную истину, является не просто пассивным каналом, а активным участником этого процесса. По этой причине Бог предъявляет самые серьезные требования к состояни ю сердца и жизни проповедника. Проповедник должен быть "сосудом в чести" (2Тим. 2:21), достойным привилегии доносить живительное Слово душам людей.
Приготовление сердца проповедника – это процесс, продолжающийся всю жизнь. В этом смысле старшие и более опытные проповедники всегда будут иметь преимущество. Годы, проведенные в познании Бога и в служении Ему, при правильном отношении к ним могут быть бесценным ресурсом, делающим проповедника все более и более способным к эффективной подготовке проповеди.
В тоже время, проповедник должен подготавливать свое сердце, приступая к каждой последующей проповеди. Наблюдение за собой начинается задолго до того, как проповедник выйдет за кафедру. Еще до того, как он откроет свою Библию, чтобы начать изучение текста, на который он будет проповедовать, его сердце должно быть смиренным и сосредоточенным на Боге и Его Слове, готовым к тому, чтобы внимательно слушать, что говорит Господь.
В этой статье мы коснемся четырех аспектов подготовки сердца проповедника, связанных как с его общим ростом, так и обретением правильного подхода к каждой конкретной проповеди.
Преклоняйтесь перед Богом
Прежде всего, проповедник должен быть человеком, переполненным осознанием и ощущением Божьего величия так, чтобы это оказывало влияние на все его естество. Это определенное состояние духа, которое можно охарактеризовать как восхищение Богом, страх перед Ним, глубокое смирение перед Его владычеством и тихая радость доверия Ему и упования на Него.
Это состояние достигается, прежде всего, при помощи практики молитвенного осознания реальности Божьего величия. Подобно пророку Исаии (Ис. 6:1-10), каждый проповедник должен "увидеть" и осознать Бога настолько, чтобы его сердце наполнилось ясным пониманием, что Господь является абсолютным и святым Владыкой неба и земли. Только тогда проповедник будет готов правильно подходить к тому, что говорит Бог.
Отсутствие преклонения перед Богом является, пожалуй, самой большой проблемой современных проповедников. Подходя к Писанию, они совершенно забывают, что его Автор – Творец и Владыка неба и земли, перед Которым трепещет вселенная. Поэтому проповеди этих ораторов больше похожи на человеческие рассуждени я, чем на провозглашение Божественной истины.
Джеймс Е. Росскап в главе, посвященной важности молитвы, пишет, что именно личное время общения с Богом в наибольшей степени приготавливает проповедника к его ответственному служению:
Молитва – не рядовой, а важнейший элемент в калейдоскопе духовных характеристик, которые должны отличать проповедника. Эти черты уникальны по своей мощной духовной силе; они делают проповедника глашатаем воли Божьей[1].
Проповеднику необходимо проводить достаточно времени в осознании Божьего присутствия, чтобы стать Его глашатаем.
Для этого молитвенно читайте Библию, особенно те ее главы, которые говорят о нашем Господе и о величии Его дел. Регулярно читайте хорошие книги о Боге, подобные "Познанию Бога" Джеймса Пакера. Учитесь смотреть на каждую сферу вашей жизни, на каждый вопрос, с которым вы сталкиваетесь, с точки зрения Божьего владычества в них.
Мысли, сфокусированные на величии Бога, помогают нам возрастать в смирении, без которого невозможно стать сильным проповедником. С. Дж. Махейни пишет об этом так:
Подобные размышления будут неизбежно ослаблять нашу гордыню. Чем больше ваше осознание различия между вами и Богом, тем больше вы будете переживать и выражать смирение[2].
Смирение необходимо всем, но оно особенно важно для проповедников. По сущности своего служения проповедник должен быть глашатаем авторитетного Божьего Слова. Слово несет в себе власть. Очень важно, чтобы проповедник сам подчинялся этой власти. В противном случае проповедник попадает в опасность выдавать Божью власть за свою собственную. Давид Ларсен особенно предупреждал проповедников об этом: "Осознание реальности Господа сохраняет от того, чтобы убежденность не превращалась в надменность"[3].
Говорите с другими о Боге. Используйте всякую возможность, чтобы пропитывать свое сознание реальностью Божьих совершенств.
Трепещите перед Словом
Вторым важным элементом подготовки сердца является формирование правильного отношения к Божьему Слову. Задача проповедника не просто передать своим слушателям точную информацию о библейской позиции по тому или иному вопросу. Его задача – передать им Слово, живое, сильное, подобное огню и обоюдоострому мечу, перед которым трепещет, прежде всего, сам проповедник.
Пророк Иеремия в уже упомянутой нами 23 главе так говорит об отношении пророков к Писанию: "Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? – говорит Господь. – Слово Мое не подобно ли огню, – говорит Господь, – и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?" (Иер. 23:28-29).
Апостол Петр вторит этому предупреждению, распространяя его на всех верующих, дерзающих говорить от лица Божьего: "Говорит ли кто, [говори] как слова Божии" (1Пет. 4:11).
Люди, слушающие проповедь, должны иметь ясное ощущение соприкосновения с Всевышним, с великим Богом неба и земли, обращающимся к ним. Эта атмосфера в огромной степени зависит от состояния духа проповедника, от того, трепещет ли его сердце перед Творцом.
Джон Пайпер в своей замечательной книге "Величие Бога в проповеди" пишет:
Могут ли прихожане наших церквей, покидая воскресные б огослужения, унести с собой ощущение присутствия Господа, осознание Его суверенной воли, память о Его благодати и видение Его бесконечного бытия?[4]
Нет ничего хуже проповедника, относящегося к Слову легко и поверхностно, использующего свои знания Писания для достижения своих целей. Своим отношением к Слову он говорит гораздо больше, чем сутью сказанного им. Вместо того чтобы воспитывать в людях преклонение перед авторитетом Писания, такой проповедник, наоборот, культивирует несерьезное отношение к Божьему Слову, подрывает веру своих слушателей в его истинность и авторитетность.
Верное отношение к Слову включает в себя, прежде всего, понимание того, что оно несет в себе абсолютный авторитет Бога. В этом одно из отличий экспозиционной проповеди. Она передает слушателям не только сущность истины, но и ее власть. Кроме того, правильное отношение к Слову предполагает глубокую убежденность в безошибочности, доступности, ясности и достаточности Писания.
Исследуя библейский текст, проповедник в смирении духа должен иметь полную уверенность, что он действительно может понять то, что написано в нем Духом Святым.
Кроме того, правильное отношение к Слову предполагает готовность проповедника принять истинное значение текста, независимо от того, насколько удобно оно для него самого. Слушатели должны видеть, что проповедник, прежде всего, сам практически доверяет истине, о которой он говорит. Как сказал один из успешных проповедников нашего времени: "Чтобы проповедовать хорошо, ты должен быть мужем великой веры. Ты должен быть великим верующим"[5].
Возрастайте в познании Слова
Еще одним важным элементом подготовки к проповеди является постоянный прогресс в познании Слова. Мы уже упоминали, что проповедь – одно из наиболее ответственных занятий на земле. Обращаясь к людям со словами "Так говорит Господь", проповедник вторгается в вопросы жизни и смерти. Его выводы и утверждения должны нести в себе неискаженную божественную истину, способную сокрушать твердыни и оживлять сердца. Нет ничего опаснее, чем сказать людям от лица Бога то, чего Он не говорил.
Самым лучшим средством, позволяющим проповеднику избежать неверн ой интерпретации текста Писания, является хорошее знание Библии вообще. Каждая истина Писания представлена в нем в определенном контексте. Только при правильном понимании общей картины проповедник может сделать точный вывод о значении того или иного текста. Ему нужно видеть, какую роль играла эта истина в различные периоды жизни Божьего народа, что говорили о ней те или иные библейские авторы. Без такого глубокого знания Писания проповедник может стать успешным спикером, но он никогда не станет глашатаем Божьего авторитетного Слова, изменяющим души и созидающим церковь Иисуса Христа.
Вот почему одно из библейских требований к пасторам звучит так: "…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1:9).
Павел говорит, что проповедник должен знать не только содержание Писания, но и учение, т.е. доктрину Писания. Он должен иметь ясное и точное представление о том, чему учит Писание по тому или иному вопросу.
Алекс Монтойя пишет об этом так:
Каждый проповедник должен быть богословом, он должен знать доктрины, потому что каждая проповедь – это доктринальная проповедь, в которой раскрывается божественная истина Писания[6].
Когда вы читаете о грехе, вы должны знать, каким образом Библия описывает природу человеческого сердца, в чем сущность грехопадения, какие проблемы связаны с эффектом греха. Когда вы читаете о спасении, вы должны понимать, что это такое, кто спасает, как спасает, при каких условиях, что значит быть спасенным и т.д. Чем больше вы будете знать Писание, тем точнее и качественнее будут ваши проповеди.
Другими словами, для успешного служения проповеднику нужно знать Писание от а до я. Ему нужно иметь ясное представление об общем контексте истин, обнаруживаемых им в исследуемом тексте, и об их влиянии друг на друга. Для этого необходимо регулярно и много читать и изучать Писание. Существуют разные системы, позволяющие читать всю Библию от начала до конца. Пользуйтесь теми из них, которые позволяют постоянно расширять ваше общее представление о большом контексте Писания. Периодически читайте книги Библии за один присест, от начала до конца, чтобы видеть и х с высоты птичьего полета. И вместе с тем, выбирайте время для скрупулезного исследования отдельных книг Писания.
Учитесь мыслить
И последнее, о чем нельзя не упомянуть: качество проповеди очень сильно зависит от общей способности проповедника мыслить. Умение мыслить ясно и последовательно, умение правильно определять главные элементы текста, умение замечать детали и понимать их роль, умение следить за развитием мысли автора – все это чрезвычайно важные качества, отсутствие которых делает проповедническое служение невозможным.
Мартин Ллойд-Джонс в своей знаменитой серии лекций о проповеди, ставшей потом книгой, представлял этот вопрос так:
В проповеди, как мы видели, должен обязательно присутствовать элемент рассуждения и логики. Для достижения этой цели требуется определенная подготовка. Беспорядочное высказывание мыслей, лишенных логической последовательности, не приносит никакой пользы собранию. Следовательно, проповеднику необходимо тренировать свой ум… Главное, чтобы он научился самостоятельно мыслить[7].
Проповедник должен бы ть мыслителем. Он должен уметь анализировать факты и делать точные выводы. Он должен быть способным понимать аргументы библейских авторов, видеть, как они утверждают, иллюстрируют и доказывают представляемую ими истину. Его мышление должно быть последовательным и структурным, чтобы он был способен хорошо понимать детали, не упуская при этом общего контекста.
В этом сущность экспозиции. Проповедник сначала должен понять мысль автора, а затем найти подходящую форму, чтобы эффективно и убедительно представить эту мысль своим слушателям.
Джон Броадус подчеркивает:
Если проповедник не изучал хорошего материала по логике, он должен сделать это при первой возможности. Это сделает его ум более острым, способным определять ошибочность мышления как в себе, так и в других, и воспитает в нем прочный навык точного мышления[8].
Поэтому учитесь мыслить.
II. Приготовьте текст
Изучение библейского текста, который объясняется в проповеди, представляет собой основную часть процесса подготовки к проповеди. Как мы уже упоминали в этой статье, быть точным в интерпретации текста – это одна из наиболее важных задач проповедника. Точность в интерпретации – это верность Писанию и верность Богу на практике. Апостол Павел сам дорожил этим и призывал других учиться у него: "Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим" (1 Кор. 4:6).
Тщательное исследование текста является единственным средством, которое позволяет проповеднику знать смысл написанного в Библии. Бог передал Свое Слово людям при помощи библейского текста, написанного на обычных человеческих языках (в оригинале – на еврейском, арамейском и греческом). Смысл, или сущность, Божьего Слова заключается в значении текста. Поэтому понимание точного и объективного значения, вложенного Духом Святым и библейским автором, является единственным средством, обеспечивающим доступ к тому, что говорит Бог. Поэтому служение проповеди невозможно без тщательного и глубокого исследования текста Писания.
Изучение текста содержит в себе несколько ключевых элементов. Разные учебники по подготовке проповеди представляют разное количество "шагов" или "ступенек" в этом процессе. Это происходит только потому, что авторы по-разному группируют то, что обязательно нужно сделать для того, чтобы текст был правильно понят.
В этой статье мы рассмотрим наиболее простую схему, доступную для запоминания и удобную в использовании.
Хорошо изучите контекст
Все начинается с изучения контекста[9]. Каждый библейский стих является частью абзаца, главы и книги, в которых их автор развивает какую-то мысль, желая сообщить своим читателям определенные истины. Книги, в свою очередь, связаны между собой в определенные группы – Синоптические Евангелия, послания апостола Павла, Пятикнижие и т.д. От того, где находится изучаемый нами отрывок, в огромной степени зависит его смысл.
Научиться хорошо видеть контекст – одна из важнейших задач проповедника. Хеддон Робинсон пишет об этом так:
Никто не начинает читать книгу с 50-й страницы, чтобы, прочитав один абзац, начать рассуждать об авторском замысле. А может быть, как раз в том самом абзаце автор рассматривает точку зрения своег о оппонента, а не свою собственную[10].
Так действительно может случиться. Книга Иова, например, содержит в себе слова Бога, Иова, его друзей и даже дьявола. Чтобы хорошо понимать смысл отрывка, исследователю нужно иметь хорошее представление о том, кто говорит, о чем идет речь, в какой части аргумента находится исследуемый текст и каким образом автор использует его для того, чтобы донести читателю свою идею.
Изучение контекста также тесно связано с пониманием исторического фона и обстоятельств написания книги. Например, книга Екклесиаста говорит о том, что счастье и смысл жизни могут быть найдены только в Боге[11]. Аргументируется и иллюстрируется эта идея описанием личных исканий, которые проделал сам автор. Эти искания имеют несколько циклов, в каждом из которых автор пытался найти счастье в каких-то земных благах, затем разочаровывался в них, теряя вместе с ними и смысл жизни. Заканчивается каждый цикл возвращением к Богу как к единственному источнику жизни. Не учитывая этих особенностей, очень трудно понять смысл многих утверждений, которые Екклесиаст делал в периоды своего разочарования в жизни. Например, вырвав из контекста слова "…потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета!" (Еккл. 3:19), можно подумать, что Екклесиаст утверждает материалистический взгляд на мир. Избежать такой ошибки можно только при внимательном изучении контекста всей книги.
Контекст определяет очень многое. При всей важности хорошего понимания лексического значения слов их истинное значение невозможно определить без учета контекста. Дело в том, что слова могут менять свое значение в зависимости от того, где они употребляются. Например, слово вера (греческое слово pi,stij) в одних случаях может означать убежденность (Рим. 10:17), в других – доверие (Иак. 2:1), в третьих – суммарное выражение вероучения (Иуд. 1:3). Матфей использует слово слепые в 20:30 (греческое слово tuflo,j), чтобы описать физически слепых людей, но в 23-й главе он использует то же слово, когда говорит о духовно слепых фарисеях (Мф. 23:16, 17, 19). В каждой подобной ситуации именно контекст определяет, какое конкретное значение имеет то или иное слово.
Уолтер Кайзер замечательно выражает это:
Правильный экзегетический подход предполагает рассмотрение деталей сквозь призму широкого контекста. Если экзегет не видит начала и развития основной мысли, мелкие элементы никак ему не помогут. Данная способность – способность изложить основную идею каждого раздела книги и проследить роль отдельных абзацев в раскрытии основной концепции – чрезвычайно важный аспект. Совершив ошибку на данном этапе, экзегет только напрасно потратит время и усилия на дальнейшее исследование[12].
Внимательное наблюдение за контекстом помогает также увидеть и учесть жанр книги или отрывка, использование автором образной речи или других литературных приемов. Например, в Евангелии от Матфея 23:24 говорится, что фарисеи поглощают верблюдов – ближайший контекст помогает нам понять, что речь идет не о физическом проглатывании верблюдов, но Иисус использовал эту фразу в качестве графической иллюстрации, гиперболы к утверждению, сделанному стихом выше.
Для того чтобы иметь хорошее представление о контексте, не существует лучшего метода, чем внимательное чтение[13]. Читать нужно много раз, в разных переводах и на тех языках, которыми владеет проповедник. Начинать чтение необходимо с общего обзора всей книги, фокусирующегося на ознакомлении с ее ключевыми темами и взаимосвязью между ними. По мере приближения к изучаемому отрывку чтение должно быть более и более скрупулезным. Это связано с тем, что ближайший контекст всегда играет большую роль в определении смысла отрывка, чем более отдаленный.
В этом отношении экспозиционная проповедь, в которой стих за стихом исследуется одна библейская книга, имеет явное преимущество. Работая над каждой последующей проповедью, проповедник постоянно находится в контексте всей книги. С глубоким исследованием каждого следующего стиха он приобретает все более четкое понимание общего контекста, делающее его дальнейшую работу легче и эффективнее.
Проследите развитие главной мысли текста
Каждое литературное произведение – от обычного объявления до серьезных документов или книг – имеет определенную идею или мысль, которую стремится передать автор. Именно эта идея, или мысль, является тем, чего ищет читатель, пробегая глазами по печатной странице. Он пытается понять, о чем идет речь.
Библия в этом смысле также является литературным произведением. Каждая ее книга имеет определенную мысль, которая представляется и излагается автором на протяжении всего повествования. Понять эту мысль и проследить ее развитие является одной из наиболее важных задач истолкования текста Писания.
Часто этот процесс объединяют с изучением контекста, и хотя эти два явления действительно близки друг другу, о них стоит говорить отдельно. Причина этого в том, что, говоря об изучении контекста, многие проповедники берут за правило останавливаться только на более общих факторах, в недостаточной степени обращая внимание на развитие аргумента автора и упуская при этом самый стержень книги или же той ее части, где находится изучаемый им отрывок.
Это одна из самых существенных ошибок, которые допускают проповедники на стадии исследования текста. Часто она вызвана недостаточно развитой способностью к аналитическому мышлению. Неопытному исследователю порой трудно видеть структуру текста, переходы от одной части аргумента к другой, смену абзацев и т.д. Недостаточное внимание к этому вопросу нередко приводит к тому, что проповедник не может увидеть главного. В результате, читая текст, он увязает во второстепенных деталях. Это приводит к непропорциональному акцентированию второстепенных элементов текста. Уделяя им слишком много внимания, проповедник "топит" под их массой то, что действительно представляет собой сердцевину текста. Такая проповедь всегда будет казаться большой и неуклюжей, она обязательно будет страдать недостатком ясности, убедительности и авторитетности.
Например, для того чтобы понять смысл Послания ефесянам 2:19, исследователь должен вернуться к началу мысли апостола Павла. Внимательное чтение позволяет определить, что данная мысль начинается в 15-м стихе первой главы, где Павел говорит о том, что он молится о верующих в Ефесе. Ниже он раскрывает предмет своей молитвы: "…чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его…". Если мы будем читать внимательно, то обнаружим, что одним из элементов этого познания, о котором молится Павел, является понимание безмерного "величия могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его" (1:19). Ниже Павел приводит два проявления действия державной силы Его. Одно проявилось в воскресении Иисуса Христа из мертвых так, что Христос был посажен одесную Отца выше всего, главою Церкви (Еф. 1:20-23). Второе действие державной Божьей силы, о познании которого Павел молится, заключается в том, что Бог сделал с нами. Этому посвящается вся вторая глава послания. Павел объясняет его гораздо подробнее, чем то, что он упомянул о Христе ранее. Точно так же, как и Христа, Бог воскресил нас из мертвых (Еф. 2:1-5). Точно так же, как и Иисуса Христа, Он посадил нас выше всего на небесах (Еф. 2:6). С 11 стиха второй главы апостол специально останавливается на факте, особенно важном для верующих в Ефесе. Божья сила по-особенному проявилась еще и в том, что Бог спасает язычников, совершенно не знавших Его, наравне с исторически причастными к Богу иудеями. Зная все это, в словах "Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2:19) мы видим совершенно другой смысл.
В процессе определения развития мысли автора очень важную роль играет способность видеть различные союзы, связывающие многочисленные части текста друг с другом. Они играют роль своеобразных индикаторов, указывающих дальнейшее направление текста. Союзы и, или, но, если… то, потому что, поэтому, итак, тогда, также показывают, каким образом то, что следует, связано с тем, о чем говорилось ранее[14]. Наблюдение за союзами помогает хорошо видеть структуру текста, начало и конец его частей и абзацев.
Еще одним важным фактором в изучении развития главной мысли отрывка является составление плана книги или главы. Эта часть исследования текста помогает увидеть общую структуру книги и изучаемого отрывка. Подобный план поможет исследователю проследить не только то, как развивается мысль автора в книге, но и в какой ее части находится текст, на который он планирует проповедовать.
Подобный план книги лучше составлять самому. Это позволяет проповеднику глубоко пропи тать свой разум содержанием книги. Хотя нужно признать, что для большинства проповедников, скорее всего, эта задача будет слишком сложной, особенно в первые годы их служения. Поэтому очень полезно пользоваться планами, составленными другими, опытными служителями[15].
Итак, изучение контекста и развития основной мысли книги позволяет исследователю увидеть "большую картину" Божьего откровения. Этот процесс требует глубокой концентрации и серьезного аналитического подхода. Мы уже упоминали выражение Мартина Ллойд-Джонса о важности развития ясного логического мышления проповедника. Над каждым текстом нужно много думать. Без глубокого анализа структуры текста проповедник не сможет увидеть его сути.
Изучите грамматическую структуру текста
После того как определены границы изучаемого отрывка, его место и роль в общем развитии мысли автора, исследователь готов к более детальному изучению текста. Этот этап лучше всего начинать с исследования грамматических особенностей и структуры отрывка.
Грамматическая структура – это своеобразный скелет текста. Каждый текст состоит из различного рода предложений и фраз, которые, в свою очередь, состоят из различных частей речи. Части речи также имеют свои особенные характеристики, выраженные в их специфических формах. Каждая из этих частей текста в зависимости от своей формы несет определенную смысловую нагрузку, являясь в руках автора своеобразным инструментом, при помощи которого он последовательно и точно раскрывает свою мысль. Поэтому хорошее понимание грамматической структуры текста является одним из важнейших элементов истолкования.[16]
Прежде всего, исследователю необходимо определить основные части речи изучаемого текста, а также особенности их форм и функции в данном отрывке. Что является подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением и т.д.; в каких формах (время, вид, наклонение, спряжение) стоят глаголы; какого падежа, рода и числа существительные и прилагательные; какая форма деепричастий, причастий и наречий – ответы на данные вопросы помогают проповеднику увидеть отдельные элементы общей конструкции текста. От правильного понимания этих элементов непосредственно зависит смысл, вложенный в отрывок его автором.
Например, без учета форм греческих глаголов невозможно точно понять, утверждает ли Писание, что верующие не могут грешить (1 Ин. 3:9), или же они все-таки согрешают, и поэтому Иисус Христос ходатайствует за них (1Ин. 2:1-2). Видимое противоречие разрешается тогда, когда исследователь определяет, что в Первом послании Иоанна 3:9 греческий глагол du,natai ("мочь", "быть способным") стоит в настоящем времени, что означает продолжающееся действие. Таким образом, фразу не может грешить, потому что рожден от Бога, нужно перевести точнее не может пребывать в грехе…, т.е. его жизнь не характеризуется грехом, грех для него не привычен. В Первом послании Иоанна 2:1 употребляется форма аорист a'ma,rth| глагола a'marta,nw. Аорист – это неопределенная форма глагола, выражающая действие, которое может когда-либо случиться. Суммируя значение первого и второго текста, можно сделать вывод, что истинно верующий человек может согрешать, но он не сможет пребывать в грехе постоянно. Семя Божьей природы, живущее в нем, делает для него грех противным.
Еще одним важным элементом изучения грамматической структуры текста является составление его диаграммы[17]. Диаграмма позволяет исследователю наглядно увидеть, каким образом разные части предложения связаны друг с другом и как разные предложения и фразы отрывка соотносятся между собой.
Изучите лексическое значение ключевых слов
Толкование Писания всегда связано с пониманием смысла написанного. Лексическое значение слов является самым важным инструментом в процессе выражения или передачи смысла. Изучение того или иного языка непосредственно связано с изучением значения слов. Тот факт, что исследователь читает текст, предполагает, что он знаком со значением слов. Тем не менее, некоторые слова требуют более тщательного исследования. Это необходимо для того, чтобы увидеть всю глубину и тонкость значения, в котором данное слово используется автором именно в этом месте. Происхождение слова, трансформация его значения в данном историческом контексте, употребление слова в других местах Писания, а также использование его вне библейской литературы того времени, – все эти факторы наносят отпечаток на значение слов.
Например, в Евангелии от Матфея 5:48 говорится: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Значение этого повеления напрямую зависит от того, в каком смысле используется здесь слово "совершен". Означает ли оно повеление быть абсолютно совершенными на уровне Божьего совершенства? Или же оно означает достижение только какой-то степени совершенства? А, может быть, это слово указывает только на движение к совершенству? Исследователь должен дать обоснованные ответы на каждый из подобных вопросов. Прежде чем сказать "Так говорит Господь", он должен быть уверен, что действительно знает изначальный смысл, вложенный в данное слово автором.
Основными ресурсами для изучения значения слов являются лексиконы и богословские словари. Они позволяют проследить, каким образом то или иное слово использовалось в различных книгах Библии, а иногда даже и в классической литературе библейских времен. Кроме того, исследователь сможет серьезно обогатить свое понимание слова, изучая его использование в других местах Писания при помощи симфоний, перекрестных ссылок или компьютерных программ, позволяющих видеть, где используется слово. Здесь нужно быть внимательным, чтобы отслеживать использование именно оригинального слова, а не его русский перевод[18].
Джеймс Росскап пишет об этом так:
Мудрый автор разъяснительной проповеди должен рассмотреть слово во всех контекстах. Он "почувствует" значения слова, и его послание коснется всех вариантов его использования. Он может передать слушателям только краткий вывод, но этот вывод должен быть сделан тщательно, чтобы быть представленным перед Богом и людьми. Изучение слов может дать уму и сердцу проповедника более тонкое понимание целей и отношений авторов Библии[19].
Перед тем как приступить к изучению лексического значения слов, важно определиться, какие именно слова требуют тщательного исследования. Детальное изучение каждого слова в тексте, чаще всего, невозможно, да и не нужно. Исследователь должен вначале определить, какие именно слова несут большую смысловую нагрузку и играют большую роль в выражении общего смысла отрывка. Значительное место в определении ключевых слов занимает диаграмма отрывка. С ее помощью исследователь может видеть, какие именно слова служат развитию той или иной авторской мысли.
Определите главную идею текста
После того как проповедник получает уверенность в том, что он точно понял структуру развития мысли и значение основных слов, он может сформулировать главную идею отрывка. Разные учителя проповеди называют главную идею по-разному: тема, основная мысль, тезис проповеди. Все эти термины является отражением сути того, что хочет сказать автор.
Мы уже говорили о развитии мысли автора в изучаемой книге, здесь же речь идет о главной идее конкретного отрывка, который будет объясняться в проповеди. Главная идея текста – это основное, что проповедник ищет в процессе исследования. Двигаясь в этом процессе шаг за шагом, он достигает именно этого. Ему нужно знать, что говорит здесь Бог, какую идею этот текст передавал, когда он был написан Богом.
Вот что Джон Мак-Артур пишет о главной идее текста:
Это – основная мысль, которой учит данный фрагмент. Эта основная истина часто связана с основным глаголом отрывка, хотя э то и не обязательно… Когда я нахожу ее, я записываю ее в виде полного предложения, потому что для меня важно, чтобы основная мысль отрывка ясно запечатлелась в моем сознании. Последующая работа над текстом всегда связана с ней. Эта мысль становится целью, которой я посвящаю разъяснение. Это – основное послание, которое я хочу донести до людей в своей проповеди[20].
Пока проповедник не может быть уверен, что он точно понял главную идею текста, он не достиг своей цели. Исследуйте текст до тех пор, пока вы не будете убеждены в том, что вы точно знаете, что хотел сказать автор.
Майкл Фабарез говорит об этом таким образом:
blockquote>Поверьте, все Писание дано с определенной целью, и никогда не останавливайтесь, пока вы не найдете ее. Индикаторы, раскрывающие намерение автора, будут становиться более и более очевидными с практикой, поэтому ищите и продолжайте искать каждый раз, когда вы изучаете отрывок[21].
Составьте экзегетический плана текста
Завершается процесс подготовки текста к проповеди составлением плана отрывка. План отрывка – это структурное выражение развития его главной идеи или основной мысли. План отрывка ни в коем случае не должен накладываться на текст, а должен исходить из него.
Дональд Мак-Дугал пишет, что "составляя план отрывка, необходимо сосредоточиться на передаче послания, а не на плане. Мы помешаны на ясных и четких схемах. Иметь план неплохо. Неплохо иметь план, который запомнится людям, но, если он будет неадекватно отражать строение отрывка – это ужасно. Когда ваш план отражает предвзятые человеческие мысли и вытесняет учение, заключенное в центральной мысли отрывка, вы перестаете быть проповедником. В этот момент послание перестает быть библейским и превращается в разъяснение мыслей его автора [т. е. проповедника. – А. К.]"[22].
План отрывка должен в максимальной степени отражать основные элементы его главной идеи, демонстрируя их объяснение или аргументацию.
Например, план отрывка из Первого послания Петра 4:7-11 логически строится на нескольких глаголах, содержащихся в нем[23]. Развитие основной мысли автора в послании и диаграмма отрывка позволяют определить, что апостол показывает в нем причины, выражение и условия созидания церкви, являющиеся главной целью жизни Божьих детей независимо от сложности их жизни.
1. Причины служения созидания (4:7)
2. Выражение служения созидания(4:8-10)
3. Условия служения созидания (4:11)
Каждый пункт плана должен отвечать нескольким требованиям. Во-первых, он должен исходить из текста. Во-вторых, он должен раскрывать главную идею отрывка. В-третьих, должен быть параллельным с остальными пунктами плана. И, в-четвертых, он должен быть кратким, емким и точным. Помните, что цель составления плана не в создании идеальной конструкции, а в отражении развития главной идеи отрывка.
В свою очередь, пункты тоже могут иметь в тексте детали, которые помогают в лучшей степени понимать их смысл. Например, слова "Впрочем, близок всему конец. Итак…" позволяют нам сделать вывод, что созидание Церкви, о котором говорит апостол, должно быть важным для учеников по причине того, что все остальное преходяще. Это утверждение помогает увидеть первый подпункт. Внимательный анализ того, что следует за ним, позволяет составить более ясную картину всего отрывка в его деталях.
Основная идея: Апостол Петр, обращаясь к верующим первого столетия, переживавшим тяжелейшие испытания, побуждает их сосредоточиться на главном деле – созидании Церкви – через служение созидания друг друга. Он говорит, что является причиной этого повеления, в чем должно выражаться служение созидания, а также каковы условия этого служения.
I. Причины служения созидания (4:7).
A. Созидание Церкви – смысл вселенной (4:7 (а)).
B. Созидание Церкви – наиболее разумное дело (4:7 (б)).;
C. Созидание Церкви – богоугодное дело (4:7 (в)).
II. Выражение служения созидания (4:8-10).
A. Любовь друг к другу (4:8).
B. Страннолюбие друг к другу (4:9).
C. Служение друг другу (4:10).
III. Условия служения созидания (4:11).
A. Должно исходить из Божьей авторитетности (4:11 (а)).
B. Должно делаться Божьей силой (4:11 (в)).
Экзегетический план текста позволяет проповеднику увидеть общую картину того, о чем говорит текст. Дойдя до этой точки в подготовке проповеди (при условии, что план составлен правильно и эффективно), проповедник может быть уверен в том, что основная работа уже выполнена.
Сравните результаты своих исследований с работами более опытных проповедников
После того как проповедник завершил свое исследование, очень полезно сверить результаты своего труда с тем, как видели этот текст другие проповедники. По Божьему провидению нам выпала доля жить в XXI столетии. Миллиарды христиан прошли впереди нас. За двухтысячелетнюю историю христианства сотни тысяч проповедников исследовали практически каждый библейский стих. Многие из них записали свои исследования, опубликовав их в виде комментариев или проповедей. Эти материалы являются огромным благословением для тех, кто трудится в деле проповеди сегодня.
Этот завершающий этап исследования текста является еще одной проверкой, предохраняющей проповедника от ошибочного толкования текста. Если, сравнив свои результаты, вы обнаружили, что они абсолютно уникальны, существует очень большой шанс, что ваши выводы неверны[24]. При этом ваш тезис и экзегетический план совсем не обязательно должен слово в слово совпадать с тем, что написано в комментариях. Другие проповедники могут использовать другие формы и выражения, несколько отличающуюся структуру плана, передавая при этом тот же самых смысл[25]. Сравнивая свою работу с изысканиями предшественников, убедитесь, что вы правильно поняли и выразили изначальную суть текста.
Что делать, когда ваши результаты расходятся с тем, что вы читаете в том или ином комментарии? Каждый раз, когда проповедник сталкивается с подобной ситуацией, ему необходимо более тщательное исследование данной части текста. Он должен выяснить причины, почему данный комментатор толкует текст именно так, сравнив их с причинами своего варианта истолкования. Иногда проповедник обнаруживает, что он не учел какую-то деталь текста, существенно влияющую на понимание его значения. В других случаях причины несоответствия могут быть в богословских позициях комментаторов. Например, комментарии Уильяма Баркли содержат в себе много полезной информации по истории и культуре библейского времени. Но он также известен своими либеральными взглядами, выраженными в отрицании сверхъестественного. Поэтому каждый раз, когда Баркли интерпретирует отрывок, говорящий о чудесах, он представляет его аллегорически, избегая его оригинального значения[26].
Очень важно обращаться к работам других проповедников уже после того, как вы завершили ваше собственное исследование. Иногда меня спрашивают, можно ли "проповедовать" мои проповеди или же использовать мысли, взятые из них. Хотя я совершенно не возражаю против этого (я даже рад, что усилия, вложенные мною в исследования текста, могут приносить пользу еще где-то), все же я всегда прошу братьев о том, чтобы они, до того как использовать мои или какие-либо другие материалы, глубоко и тщательно исследовали текст сами.
III. Приготовьте презентацию
Каждая проповедь имеет свою презентационную форму. Поняв смысл изучаемого библейского текста, определив структуру развития его основной мысли, хорошо проследив и усвоив ее аргументацию, проповедник знает, что сказать. Но теперь ему нужно поработать над тем, как сказать, как выразить найденную им истину в наиболее доступной и понятной его слушателям форме.
В отличие от значения текста, который всегда только один, форма его презентации может иметь множество вариантов. Она зависит от разных факторов: возраст, интеллектуальные и культурные особенности слушателей, время, имеющееся для проповеди, формат собрания и т.д. Задача проповедника заключается в том, чтобы выбрать максимально эффективную форму презентации, способную донести исследованную им истину до разума и сердца слушателей.
Это далеко не легкая задача. Она требует отличного понимания текста, хорошего знания слушающих вас людей, большого опыта ясного и доходчивого изложения мыслей.
Говоря коротко, задача проповедника заключается в том, чтобы объяснить людям, что в данном тексте говорит Бог и как это касается их. Процесс подготовки к презентации проповеди включает в себя несколько ступеней.
Сформируйте гомилетический тезис проповеди
Подготовка презентации начинается с ясного формулирования гомилетического тезиса проповеди. Выходя за кафедру, проповедник должен ясно знать, что он хочет сказать людям и почему им это нужно. Хорошее понимание основной идеи библейского текста, его структуры и аргументации позволяет проповеднику подойти к важным вопросам: каким образом понимание данной истины практически влияет на мою собственную жизнь и на жизн ь моих слушателей? Что должно изменить знание этой истины в сознании и жизни людей?
Короткая версия ответа на этот вопрос и является гомилетическим тезисом проповеди. Другими словами, гомилетический тезис проповеди представляет собой экзегетический тезис отрывка в свете его практической значимости для данной группы людей.
Наличие ясно сформулированного гомилетического тезиса очень важно. Он играет роль стержня, вокруг которого строятся различные элементы проповеди. Вся проповедь представляет собой последовательное раскрытие, объяснение и подтверждение истинности утверждения, содержащегося в гомилетическом тезисе. Если проповедник не может в одном-двух предложениях сформулировать сущность того, что он хочет сказать, он не готов выходить за кафедру.
Например, гомилетический тезис проповеди на отрывок из Первого послания Петра 4:7-11, план которого был представлен ранее в этой статье, может быть таким: "Созидание церкви, выражающееся через любовь, страннолюбие и служение друг другу, исходящее из авторитетности Божьего Слова и совершающееся силою Божьей, является самым важным, разумным и богоугодным делом для каждого христианина, независимо от того, насколько трудна его жизнь".
Составьте гомилетический план проповеди
Формулирование гомилетического тезиса является очень важным шагом. Теперь, когда он готов, когда проповедник точно знает, что он хочет сказать людям, представляя им данный текст, его задача найти наиболее эффективную форму, которая позволит понятно и доступно донести эту истину до сознания слушателей. Основой такой формы является план проповеди. План проповеди, так же как и гомилетический тезис, должен в максимально возможной степени соответствовать экзегетическому плану изучаемого отрывка. Его отличие может быть только в том, что он составляется как структура, раскрывающая смысл утверждения, сделанного в гомилетическом, а не экзегетическом тезисе.
План проповеди должен иметь ясную структуру, состоящую из пунктов и, при необходимости, подпунктов. Пункты – это основные элементы проповеди, доказывающие, объясняющие и иллюстрирующие тезис или основную мысль. В этом их главная задача. Подпункты, в свою очередь, – это информация или аргументы, необходимые для объяснения смысла утверждения, содержащегося в пункте. Выходя на проповедь, проповедник должен хорошо знать основную структуру плана проповеди. В любой момент проповеди он должен иметь ясное представление, почему он говорит об этом в данный момент, как много еще нужно сказать и куда все это должно привести его и его слушателей.
Проповедник должен позаботиться о том, чтобы снабдить свою аудиторию всей необходимой информацией для понимания текста. Хаддон Робинсон говорит об этом так:
Поскольку от нашего служения зависит состояние душ слушателей, мы должны уметь предложить им достаточный объем информации, чтобы они могли сверить ее с тем, что говорит Библия[27].
В то же время искусство проповедника заключается в умении выбрать правильный уровень детализации объяснения смысла текста. Здесь ему необходимо соблюдать постоянный баланс между тем, чтобы объяснить слушателям как можно больше, и при этом не сделать проповедь слишком сложной и запутанной.
Известные проповедники использовали разные подходы по отношению к тому, насколько структурно детализированным должен быть план проповеди. Так, проповеди Сперджена отличаются минимальным уровнем структурной детализации. А вот проповеди большинства пуританских ораторов чаще всего имеют пункты, подпункты, подподпункты и иногда подподподпункты[28].
При составлении гомилетического плана проповеди нужно учитывать несколько важных принципов.
1. Старайтесь, чтобы план и структура вашей проповеди были максимально приближены к структуре проповедуемого вами текста.
2. Помните, что пункты и подпункты вашей проповеди должны быть параллельными один другому.
3. Не может быть одного подпункта. Если пункт объясняется всего лишь одним утверждением, то это означает, что данное утверждение должно быть каким-то образом отражено в пункте и объяснено без всяких подпунктов.
4. Старайтесь сделать план проповеди понятным и запоминающимся, но при этом помните, что его главная задача – быть точным. Если в названии пунктов и подпунктов вы хотите прибегнуть к аллитерации, никогда не делайте этого за счет потери точности смысла. Лучше отказаться от аллитерации, чем ввести слушателей в з аблуждение.
Представьте ясную аргументацию каждого пункта
Каждая экспозиционная проповедь состоит из определенных утверждений, полученных в результате исследования текста Писания и провозглашаемых проповедником с целью убеждения слушателей и изменения их жизни. Именно в этом заключается сущность и смысл проповеди. Для того чтобы эта цель была достигнута, проповедник должен, во-первых, доступно объяснить суть каждого утверждения, и, во-вторых, доказать его истинность. Слушатели должны увидеть, что представляемые им утверждения действительно исходят из авторитетного источника, которому можно доверять и с которым нужно считаться.
Мы рассмотрим обе эти ступени несколько подробнее[29]:
Объяснение
Первое, что нужно отметить: объяснение – это не пересказ того, что уже было сказано. Проповедник должен, прежде всего, определить, какие моменты его проповеди не нуждаются в истолковании – нет смысла объяснять очевидное. Объяснять нужно слова, значение которых может содержать в себе дополнительные оттенки, обогащающие общий смысл текста. Можно и нужно детальнее рассказать об обычаях и культурных особенностях народа и времени, в котором происходили события, представляемые в тексте. Иногда стоит отметить особенности грамматических конструкций, встречающихся в отрывке. Вместе с тем, важно помнить, что говорить нужно только о том, что действительно помогает вам лучше объяснить значение текста. Часто проповедники впадают в искушение блеснуть своими знаниями, ссылаясь на греческие или еврейские термины, знания грамматики, или же загружая слушателей подробными деталями, связанными с историей и археологией библейских времен. Проповедник должен постоянно бодрствовать, чтобы не попасть в подобную ловушку. Такие элементы сразу же уничтожают проповедь, отталкивая от себя людей. Она перестает быть инструментом в Божьих руках. Люди, приходящие в церковь, приходят слушать слово от Бога, а не превозношение проповедником себя. Решающим фактором, помогающим определить, нужно ли говорить о чем-то или нет, является вопрос: насколько та или иная информация поможет слушателям лучше понять значение текста?
Это же правило применимо и к иллюстрациям или примерам. Иллюстрации являются одной из форм объяснения сказанного. Они позволяют увидеть обсуждаемый вопрос в сравнении с каким-то более привычным для людей аналогом. Это возможность объяснить менее известное, сравнивая его с тем, что люди хорошо знают. Использование иллюстраций также требует мудрости и опыта. Часто случается, что иллюстрации используются только ради разрядки, чтобы развеселить или заинтересовать людей. Подобные подходы ослабляют проповедь, лишая ее авторитетности. Нет ничего страшного, если иллюстрация будет смешной или интересной, но она должна быть к месту. Она должна помогать слушателям лучше понимать смысл текста, а не отвлекать от него. Кроме того, иллюстрации должны быть приличными. То, что вы можете сказать в кругу семьи, не всегда можно сказать за кафедрой. Иллюстрации не должны вводить кого-то в смущение, вызывая чувство неловкости.
Аргументация
Аргументация – это подтверждение, или демонстрация, истинности каждого принципа. Всякое утверждение, звучащее в проповеди, должно иметь доказательства того, что оно действительно истинно. Проповеднику необходимо показать слушателям, на основании каких фактов и пользуясь каким методом рассуждения он пришел к тому или иному выводу.
Хорошая аргументация является важнейшей составляющей убедительности проповеди. Каждая проповедь обязана быть убедительной – в этом ее главное назначение. Результатом проповеди всегда должны быть измененные жизни. "Нет ничего более драматичного, чем взрыв истины в сознании верующего, который происходит благодаря убедительной проповеди"[30].
Убедительность проповеди зависит, прежде всего, от того, насколько логически точными и аргументированными являются представленные в ней утверждения. Убедительность исходит из силы истины. Ни ораторские способности, ни яркость иллюстраций, ни драматизм презентации не способны иметь тот уровень убедительности, которым обладает ясно представленная и точно примененная ист ина.
Вот почему самыми эффективными являются аргументы, исходящие из истины Священного Писания. Слова "Так говорит Господь…." были неотъемлемой частью всех проповедей библейских пророков. Говоря эти слова, пророки сразу подчеркивали, что слушающие их люди имеют дело не с ними, а с Всемогущим Богом и Его точным и истинным Словом. По этой причине каждое утверждение в проповеди должно подкрепляться другими местами Священного Писания, при условии, что они правильно истолкованы и точно применены.
Помните, что вашу проповедь будут слушать не только ваши друзья, искренне воспринимающие истину, но и ваши недруги, ищущие возможности уловить вас. Такие люди внимательно следят за каждым неточно процитированным или неверно истолкованным текстом. Джон Броадус пишет об этом так
Поэтому очень важно не использовать сомнительные доказательства, а представляя те, которые предлагают возможность только данной интерпретации, говорить об этом открыто. В противном случае, подготовленный противник может опровергнуть слабые доказательства, …бросая тень, что все остальные наши доказательства также необоснованны[31].
Поэтому проповедник должен очень серьезно и внимательно подходить к каждому доказательству, используемому как подтверждение истинности своих утверждений. Если в качестве такого доказательства применяются тексты Писания, проповедник должен быть уверен, что он правильно их интерпретирует и использует. Если это какие-либо цитаты или исторические и статистические данные, нужно убедиться, что они взяты из достоверных источников. В таких случаях очень полезно (и даже необходимо) в вашем конспекте указывать источник, из которого получена данная информация.
Подготовьте вступление и заключение проповеди
В заключение процесса подготовки проповеди составляются ее вступление и заключение.
Вступление необходимо для того, чтобы подготовить слушателей к тому, что будет говориться в проповеди. Давид Ларсен так пишет о роли вступления в проповеди:
Благословен тот проповедник, который может поднять проповедь в воздух без слишком длинной взлетной полосы. Взлет или вступление играет критически важную роль в развитии проповеди. Вступление – это контракт для коммуникации. …Цицерон утверждал, что вступление достигает трех целей: оно возбуждает интерес, приобретает расположение и подготавливает к движению вперед. Вступление никогда не должно занимать более 10–15 % всего времени проповеди[32].
Вступление – это первое, что говорит проповедник, выходя за кафедру, еще до того как он успеет "почувствовать" зал. Поэтому очень важно заранее точно знать, каким оно будет. Вступление должно сообщить слушателям, о чем будет идти речь в проповеди, а также помочь понять, почему это важно для них. Часто проповедники неверно используют в качестве вступления какую-то анекдотическую историю или шутку. Это оправдывают необходимостью снять напряжение и расположить слушателей. Такая идея – один из примеров неверного представления о сути проповеди. Дело в том, что проповедь – это не просто речь о каком-то ординарном предмете. Проповедь – это провозглашение Божьего Слова, поэтому каждый ее элемент должен соответствовать ее содержанию.
Действительно, для проповедника важно снять напряжение в аудитории и войти в рабочий режим проповеди. Наиболее эффективно это достигается построением мостика между людьми и главной темой библейского текста. Это сравнительно несложно сделать, если проповедник имеет хорошо сформулированный гомилетический тезис и ясно выраженный план проповеди. Так, например, во вступлении к проповеди на Первое послание Петра 4:7-11 можно говорить о трудностях, с которыми сталкиваются сегодняшние верующие. В зависимости от аудитории можно упомянуть экономические, политически, социальные проблемы, проблемы взаимоотношений, здоровья, притеснений за веру на работе или в школе и т.д. Затем можно обратиться к тексту, сказав, что Библия содержит в себе практические инструкции для христиан, живущих в подобных условиях. Эти инструкции показывают, что должно быть их главной целью, чтобы их жизнь была насыщенной и благословенной.
Не менее важную роль в проповеди играет заключение. Вот что Джон Броадус пишет о заключении:
Проповедники редко забывают подготовить вступление к проповеди, но очень часто пренебрегают заключением, в то время как оно играет более важную роль… Начало и первая часть проповеди показывают хорошую подготовленность. Но приближаясь к концу, проповедник больше не знает куда идет. Здесь он блуждает с растерянным видом, волнуясь и запинаясь. Другой, возбуждаясь к концу, запускает серию общих наставлений, продолжая их до тех пор, пока тело и разум выдыхаются в бессилии… Заключение должно быть подобно реке, возрастающей в своем объеме и могуществе[33].
Нам нужно оставить слушателей с ощущением силы и могущества представленной истины, которое требует от них конкретной реакции. В заключении очень полезно сделать обобщение сказанного, выбрав самые яркие, самые веские, самые действенные истины и показав их вместе так, чтобы они остались в памяти слушателей. Еще одной хорошей возможностью являются вопросы, составленные на основании представленных в проповеди истин. Эти х вопросов должно быть немного, они должны быть конкретными, исходящими из сути проповеди. Это поможет слушателям лучше запомнить главные пункты проповеди и подумать о собственной ответственности в связи с этим.
Приготовьте конспект
После того как готово вступление и заключение, проповеднику остается организовать весь свой материал в удобный конспект, с которым он будет выходить за кафедру. Не существует каких-то абсолютных правил составления конспекта, но здравый смысл говорит о том, что он должен содержать в себе всю необходимую информацию и, в то же время, быть ясным и удобным для пользования во время проповеди.
Несколько практических советов по составлению конспекта.
Конспект, безусловно, должен содержать в себе все пункты, подпункты и, если есть, подподпункты. Перед тем как встать за кафедру, проповедник должен очень хорошо запомнить общий план, чтобы в процессе проповеди иметь ясное представление, где он находится с точки зрения развития мысли, а также отведенного для него времени. Для этого введите для себя одну систему обозначений, которая для вас удобна и которой вы всегда будете пользоваться. Это может быть:
I. Пункт.
A. Подпункт.
1. Подподпункт.
2. Подподпункт.
B. Подпункт
II. Пункт.
Вы можете использовать какую-нибудь другую систему обозначений – главное, чтобы она была постоянной, и вы ее хорошо понимали.
Наличие плана проповеди в конспекте достаточно очевидно, вопрос чаще возникает о том, насколько подробно должна быть написана сама проповедь. Нужно отметить, что здесь между хорошими проповедниками можно встретить разные мнения. Кто-то, например, Джонатан Эдвардс, писал проповедь слово в слово и затем читал ее за кафедрой, тогда как Сперджен выходил за кафедру, имея несколько пунктов, записанных на клочке бумаги. Очевидно, что эффективность этих проповедей зависела не от типа конспекта, а от одаренности и опытности проповедников.
Тем не менее, нужно отметить, что более подробное написание проповедей имеет больше преимуществ. Но даже если вы не пишете ваши проповеди дословно, очень полезно детально прописывать хотя бы некоторые, особенно важные, части проповеди. Это касается, прежде всего, вступления. Тщательно продумайте, как вы начнете проповедь, сформулируйте и запишите ваше вступление, прочитайте его много раз и хорошо "пропитайтесь" его смыслом, чтобы вы могли свободно сказать то, что подготовили, заглянув в конспект только при необходимости. Этот же подход нужно применять и к другим элементам проповеди. У вас будет намного больше возможностей достичь более ясного и точного выражения мыслей, когда вы тщательно продумываете их много раз, чем когда вы просто говорите о них с кафедры. В связи с этим очень полезно детально прописать все основные мысли, хорошо запомнить их, а затем отразить их в конспекте, чтобы при необходимости напомнить себе о них.
В заключение нужно сказать, что проповедь Божьего Слова достойна того, чтобы к ней готовиться самым тщательным образом. Помните, что каждая минута, эффективно вложенная в подготовку и презентацию проповеди, вложена в созидание Царства Божьего, Церкви Иисуса Христа, являющейся главной целью существования вселенной. Верное Богу проповедническое служение обогатит вашу жизнь и станет источником спасения и духовного возрастания для многих.
[1] Росскап Дж. Е. Приоритет молитвы и разъяснительная проповедь // Возвращение к разъяснительной проповеди / Мак-Артур Дж. и др. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 64.
[2] Mahaney C. J. Cultivate Humility // Dear Timothy: Letters on Pastoral ministry / Ascol Thomas K. Cape Coral, FL: Founder Press, 2004. С. 122.
[3] Larsen D. L. The Anatomy of Preaching. Grand Rapids, MI: Kregel Publications, 1999. С. 58.
[4] Пайпер Дж. Величие Бога в проповеди. СПб.: Мирт, 2004. С. 19
[5] Ellsworth R. Preach the Word // Dear Timothy: Letters on Pastoral ministry / Ascol Thomas K. Cape Coral, FL: Founder Press, 2004. С. 273.
[6] Монтойя А. Пламенная проповедь. Минск: Славянское Евангельское Общество, 2006. С. 60.
[7] Ллойд-Джонс М. Проповедь и проповедники. Харьков: Библос, 2003. С. 110.
[8] Broadus J. On the Preparation and Delivery of Sermons. Birmingham, AL: Solid Ground Christian Books, 2005. С. 170.
[9] Одно из наиболее точных и подробных описаний этого процесса на русском языке можно найти в книге Уолтера Кайзера-Мл. На пути к экзегетическому богословию (СПб.: Библия для всех, 2008. С. 69–85).
[10] Робинсон Х. Библейская проповедь. СПб.: Шандал, 2005. С. 54.
[11] Главная тема этой книги ясно выражена самим автором в самом конце повествования: "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека" (Еккл. 12:13).
[12] Уолтер Кайзер-Мл. На пути к экзегетическому богословию. СПб.: Библия для всех, 2008. С. 70.
[13] Очень хорошее описание процесса эффективного чтения Библии можно найти в книге Ховарда Дж. Хендрикса и Уильяма Д. Хендрикса Жить по Книге (Черкассы: Смирна, 2004. С. 100–173).
[14] Подробное описание различных типов союзов и их характеристик можно найти в уже упомянутой книге Уолтера Кайзера-Мл. На пути к экзегетическому богословию (СПб.: Библия для всех, 2008. С. 97–98).
[15] Планы книг Библии можно найти во многих библейских комментариях, а также в учебных Библиях. Одним из лучших ресурсов в этом отношении является Учебная Библия с комментариями Дж. Мак-Артура, изданная Славянским Евангельским Обществом в 2004 году. Кроме планов в этой Библии можно найти минимально необходимую информацию об авторах и историческом контексте каждой книги Библии.
[16] Объяснение основных форм предложений и фраз содержится в книге Уолтера Кайзера-Мл. На пути к экзегетическому богословию (СПб.: Библия для всех, 2008. С. 97–104). Подробное описание частей речи, их форм и функций можно найти в материале Грэга Уайта Экзегетика. Принципы и практика (Ирпеньская Богословская Семинария), а также в учебниках грамматики греческого или еврейского языков. На английском языке одной из лучших книг в этой сфере является Greek Grammar Beyond the Basics / Daniel B. Wallace, (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1996).
[17] На русском языке одним из лучших материалов по составлению диаграммы текста является работа Эрика Соуэлла Диаграммирование греческого текста / пер. Лелиовского (Lexel Software).
[18] Для проповедников, не обладающих серьезной подготовкой в области библейских языков, большую помощь в этом вопросе может оказать книга таких авторов как Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета (СПб.: Библия для всех, 2001), а также Библейская симфония к греческим и еврейским словам (Greenville, SC: Bob Jones University).
[19] Росскап Дж. Герменевтика и разъяснительная проповедь // Возвращение к разъяснительной проповеди / Мак-Артур Дж. и др. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 120.
[20] Мак-Артур Дж. Метод изучения Библии при подготовке разъяснительной проповеди // Возвращение к разъяснительной проповеди / Мак-Артур Дж. и др. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 206.
[21] Michael Fabarez. Preaching that Changes Lives. Nashville, TN: Thomas Nelson, 2002. С. 41.
[22] Мак-Дугал Д. Основные мысли, планы и заглавия // Возвращение к разъяснительной проповеди / Мак-Артур Дж. и др. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 218.
[23] В оригинале только первые два глагола – "будьте благоразумны" и "бодрствуйте" – стоят в повелительном наклонении. Остальные слова, переведенные как глаголы в русском тексте, в оригинале представляют собой разные глагольные формы, берущие повелительный смысл от первых двух.
[24] Хорошее предупреждение против таких ошибок приводит профессор Роберт Томас: "Автор разъяснительной проповеди не должен попадать в ловушку сенсаций. Всегда есть искушение представи ть послание как нечто совершенно новое. Слишком часто проповедники манипулируют текстом для поиска в нем необыкновенного значения, которого в нем никогда не было" (Томас Р. Экзегетика и разъяснительная проповедь // Возвращение к разъяснительной проповеди / Мак-Артур Дж. и др. СПб.: Библия для всех, 2001. С.142).
[25] Сравните представленный нами тезис и план отрывка Первого послания Петра 4:7-11 с тем, как они представлены в комментарии Джона Мак-Артура на эту книгу.
[26] Например, Баркли толкует насыщение пяти тысяч как то, что пример жертвенности мальчика, отдавшего свои хлеб и рыбу, побудил людей достать то, что у них было в запасах и поделиться этим с другими. Таким образом, еды всем хватило и даже осталось. (Баркли У. Толкование Евангелия от Иоанна. Всемирный союз баптистов, 1985. Т. 1. С. 222).
[27] Робинсон Х. Библейская проповедь. СПб.: Шандал, 2005. С. 20.
[28] Пример подобного деления текста можно увидеть в таких книгах, как Обнаружен почти христианин / Мэтью Мид (Пенза: Откровение, 2008), а также Величайший интерес христианина / Вильям Гутри (Издание Братства Независимых Церквей и Миссий Евангельских Христиан-баптистов Украины, 2003).
[29] На английском языке одним из лучших материалов по объяснению и аргументации текста являются главы из книги On the Preparation and Delivery of Sermons / John A. Broadus (Birmingham, Al: Solid Ground Christian Books, 2005. С. 152–224).
[30] Мак-Артур Дж. и др. Возвращение к разъяснительной проповеди. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 318.
[31] Broadus J. A. On the Preparation and Delivery of Sermons. Birmingham, AL: Solid Ground Christian Books, 2005. С. 214.
[32] Larsen D. The Anatomy of Preaching. Grand Rapids, MI: Kregel, 1999. С. 74.
[33] Broadus J. A. On the Preparation and Delivery of Sermons. Birmingham, AL: Solid Ground Christian Books, 2005. С. 298–299.