Поклоняются ли христиане и мусульмане одному и тому же Богу?

Promotional image for Поклоняются ли христиане и мусульмане одному и тому же Богу?

Заявление одной женщины, профессора известного евангельского колледжа, стало очагом напряженности в споре, имеющем большое значение. Объясняя, почему она собирается носить традиционный мусульманский хиджаб во время религиозных праздников в знак солидарности со своими соседями мусульманами, она заявила, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу.

Действительно ли это так?

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от сугубо христианского и явно библейского ответа на другой вопрос: можно ли истинно поклоняться Богу Отцу, при этом отвергая Его Сына?

В своем ответе христианин должен следовать примеру Христа. Этот вопрос был решен Самим Иисусом, когда Он отвечал иудеям, возражавшим на Его слова: "Я свет миру". Когда они отвергли Его, Иисус сказал: "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего" (Иоан. 8:19). Позднее в той же главе Иисус, прибегая, пожалуй, к самым категоричным выражениям за начальный период Своего служения, ясно показал, что отвергать Его — значит отвергать Отца.

Мусульмане и христиане поклоняются не одному и тому же Богу. Христиане поклоняются Триединому Богу: Отцу, Сыну и Святому Духу, и больше никому. Мы знаем Отца через Сына, и мы получили спасение никак иначе, как только через жертву Христа за наши грехи. Спасение получают те, кто устами исповедует Иисуса Христа Господом и сердцем своим верует, что Бог воскресил Его из мертвых (Рим. 10:9). Новый Завет не оставляет места для недопонимания. Отвергать Сына — значит отвергать Отца.

Эту истину нельзя приравнивать к утверждению, что кроме христиан никто, в том числе и наши соседи мусульмане, не знает о Боге ничего истинного. И это не отрицает того, что у трех крупных монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама — есть некоторые общие богословские положения. Все три религии утверждают, что есть только один Бог и что Он говорил к нам посредством божественного откровения. Все три религии указывают на то, что они считают записанным откровением. Уже долгое время среди иудеев, христиан и мусульман есть согласие по многим вопросам нравственного учения. Все три богословских мировоззрения придерживаются линейного взгляда на историю, в то время как многие азиатские мировоззрения считают, что история циклична.

И всё же, если посмотреть более внимательно, даже эти сходные положения начинают рушиться. Христианскую Троицу отвергают как иудаизм, так и ислам. Мусульмане отрицают, что Иисус Христос — воплощенный вечный Божий Сын, и идут еще дальше, отрицая, что у Бога вообще есть Сын.

Любой, кто читал Новый Завет, знает, что именно в этом и было главное отличие христианства от иудаизма. Центральная весть христианства, что Иисус — обещанный Израилю Мессия и Божий Сын, ставший плотью, привела к разделению между церковью и синагогой, как это описано в книге Деяний Апостолов.

У выражения "три Авраамовы религии" есть историческое основание, ведь и иудаизм, и христианство, и ислам считают Авраама одной из ключевых фигур и образцом веры. Но это историческое основание имеет очень маленькое значение по сравнению с тем, что Иисус прямо опроверг представление, что спасение дается просто благодаря тому, что ты один из "детей Авраама" (Иоан. 8:39–59). Он сказал отвергшим Его иудейским вождям, что через это отвержение открылось, что они не были истинными сынами Авраама, и что на самом деле они не знают Бога.

Христиане не отрицают, что мусульмане знают определенные истины о Боге. На самом деле, в Римлянам 1:19–20 Павел объясняет, что у всех людей есть некоторые настоящие знания о Боге из общего откровения, так что они безответны. Выступая в Афинском Ареопаге в 17 главе Деяний, Павел утверждал, что даже некоторые их собственные греческие философы и поэты демонстрировали какие-то элементарные знания о Боге — но эти знания не спасали, и сердце апостола разрывалось при виде идолопоклонства афинян.

В своем заявлении, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу, эта профессор сослалась на авторитет папы римского Франциска, ведь после Второго ватиканского собора в Римской католической церкви стали учить еще яснее, что спасение возможно и без сознательной явной веры во Христа. Это совершенно неприемлемо для евангельских христиан, признающих только авторитет Писания и Евангелие, изложенное в Новом Завете.

Фрэнсис Беквит, выдающийся католический апологет и философ, защищал утверждение, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу. В одном из аргументов Беквит утверждал, что два человека могут иметь различные знания о Томасе Джефферсоне, и все же знать одного и того же Томаса Джефферсона, третьего президента Соединенных Штатов. Он продолжал: "Точно так же, Авраам и Моисей не верили, что Бог — это Троица, а Августин Блаженный, Фома Аквинский и Билли Грэм верят. Значит ли это, что Августин, Фома Аквинский и Билли Грэм поклоняются не тому же самому Богу, что Авраам и Моисей? Конечно же, нет".

Но такая аргументация обходит стороной всю структуру обетования и исполнения, которая связывает Ветхий и Новый Заветы. Авраам и Моисей не могли сформулировать доктрину о Троице, пока были на земле, но они верили, что Бог будет верен всем Своим обетованиям, а исполнились они, причем в совершенстве, только во Христе. И, если вернуться к Иоанна 8:56–58, Иисус сказал: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался... Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь".

Евангельские христиане понимают, что, с богословской точки зрения, между иудаизмом и христианством есть генетическая связь. Вот почему христиане должны всегда смиряться перед фактом, что мы привиты к обетованиям, изначально данным Израилю. Ни в историческом, ни в богословском смысле, между христианами и мусульманами нет генетической связи. Коран гласит, что признавать Иисуса Христа Божьим Сыном и второй личностью Троицы — богохульство против Аллаха.

Сложные времена порождают сложные вопросы, и наш культурный контекст оказывает колоссальное давление на христиан, чтобы они согласились на общее основание, пожертвовав богословскими различиями. Но цена неверного понимания этого вопроса — потеря Евангелия. Христиане признают, что каждый человек сотворен по образу Божьему, и мы должны быть послушны Христу и любить всех вокруг как своих ближних. Любовь к ближнему также подразумевает, что мы должны говорить ему истину о Христе, что Он — единственный путь поистине познать Отца.

Мы также должны понимать, что в самом основании лежит вопрос, на который Иисус дал предельно ясный ответ. Невозможно отвергать Сына и при этом истинно поклоняться Отцу. Нет никакого сомнения, мусульмане — наши ближние, но никак нельзя оставаться верным Писанию и Евангелию, утверждая при этом, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу.

© Albert Mohler
Перевод на русский язык: propovedi.ru (с разрешения автора)

  • Альберт Молер
    Альберт Молер
  • ТемыИслам
  • Дата
    29 февраля 2016 г.
  • IDst-068
--:--
--:--
A volume icon