Один недавний опрос показал, что в среднем пасторы несут в одной церкви служение три-четыре года. Но того времени вряд ли достаточно для действительно эффективного служения.
В прошлом время пасторства в одной церкви обычно измерялось десятилетиями. Жан Кальвин нес служение в Женеве 25 лет вплоть до своей смерти. Чарльз Симеон служил в Кембридже свыше 50 лет. Джон Стотт нес служение пастора в Лондоне более 50 лет. Джонатан Эдвардс в Нортгемптоне — свыше 30 лет. Мартин Ллойд-Джоунс в Лондоне — почти 30 лет. Такие продолжительные служения были тогда скорее правилом, чем исключением. Во времена ближе к нам У. Крисвелл был пастором в Далласе почти 50 лет. Адриан Роджерс в Мемфисе — 32 года. Есть и другие примеры, когда в крупных церквях пасторы несли служение в течение длительного периода. Но в наше время это стало редкостью. А что касается маленьких общин, то там длительное пасторство в еще большей степени является исключением, а не правилом.
Помню, перед тем как я начал свое служение в Церкви Благодати, отец сказал мне: "Я хочу, чтобы ты запомнил две вещи, перед тем как примешься за это служение. Во-первых, великие проповедники — те, которые оставили след в истории, — проповедовали людям Божье Слово. Во-вторых, они оставались на одном месте в течение долгого времени". Это были действительно мудрые советы. Когда я только стал пастором в Церкви Благодати, многие члены церкви думали, что не продержусь дольше года-двух, потому что я нес служение среди различных молодежных групп и часто был в разъездах. Но в моем сердце было горячее желание следовать наставлениям моего отца. Я хотел проповедовать экспозиционные проповеди — особенно пройти Новый Завет. А это означало, что я должен оставаться в одной церкви в течение длительного периода времени. Я знал, что это — единственный способ питать свою душу, обучать людей Божьим истинам и показывать своей жизнью, что я следую на практике тому, чему учу.
Оглядываясь назад и анализируя свое 40-летнее служение в одной церкви, я еще больше полон решимости призвать вас рассмотреть долгосрочную перспективу вашего пасторства в одной общине. Хотя длительное пребывание в одной церкви не всегда соответствует Божьим планам, хочу предложить десять практических советов, которые помогут вам построить долгосрочное служение.
1. Не начинайте служение там, где вы не собираетесь оставаться надолго.
Пасторы прошлых поколений — такие, как Кальвин, Эдвардс — считали свое призвание служить в той или иной церкви чем-то похожим на брачный союз. Они, в каком-то смысле, были "помолвлены" со своими общинами, и это "брачное единство" помогало им сохранять верность своим церквям даже в самые тяжелые периоды. Современным пасторам следует поучиться на их примере. Нельзя относиться к церквям (особенно маленьким) как "трамплину" для достижения чего-то большего. Независимо от количества членов церкви, независимо от тех проблем, которые в ней есть, вы должны верить, что Бог призвал вас пасти именно это "стадо". Даже тяжелейшие испытания могут оказаться Божьим средством смирить вас, сломать вашу самоуверенность. Ведь мы тогда только обладаем духовной силой и пригодны для служения, когда сами по себе слабы. Научитесь в проблемах видеть определенные преимущества. Если вы приняли решение нести где-то долгосрочное служение, постоянно обновляйте свое посвящение этой общине. Настраивайте свое сердце на длительное пребывание там.
2. Учитесь терпению.
Возможно, смиренное и терпеливое отношение к людям станет в вашей жизни наиболее важной добродетелью. В конце концов, ваша цель, как пастора, привести все взгляды и убеждения членов вашей церкви в соответствие с учением Божьего Слово во всей его полноте, привести их к духовной зрелости. Это процесс освящения, который потребует десятков лет (а не месяцы или даже годы). Достичь этого можно, лишь полагаясь на силу Святого Духа, на силу Божьего Слова — при условии, что мы верно провозглашаем это Слово неделю за неделей, год за годом.
3. Не бойтесь меняться.
Не только члены вашей церкви будут меняться по мере того, как вы будете их духовно наставлять, но и вы сами будете меняться. Когда вы начнете глубоко изучать Писание, это повлияет на все аспекты вашего служения. Вы не сможете знать всего, что говорит Библия, пока не начнете глубоко "копать". Вам может казаться, что вы во всем достигли гармонии, но, углубляясь в Писание, вы неизбежно будете сталкиваться с текстами, которые могут изменить ваше мышление и внести свои коррективы в жизнь церкви. Поэтому вы и ваша церковь должны быть гибкими, позволяя Божьему Слову формировать вас, вашу общину. Мы должны быть послушны Писанию.
4. Изучайте Писание с целью познавать Бога, а не просто готовить проповеди.
Главное средство избежать истощения в служении — личное духовное обновление. Если ваше сердце страстно желает духовных вещей, тогда ваша проповедь будет наполнена этим огнем, и она, в свою очередь, зажжет вашу церковь такой же страстностью. Эта страстность, конечно же, является результатом (в первую очередь и в наибольшей степени) изучения Божьего Слова, когда мы концентрируемся на нем. Вот он, ключевой момент: исследуйте Писание не для подготовки проповедей, но для личного познания истины, для обретения радости в славе и благодати Бога, чтобы ваша воля все больше согласовывалась с Его волей. Проповедь никогда не должна быть главной целью изучения Библии. Ваша проповедь должна как бы изливаться из души, наполненной Богом. Исследуя Писание, стремитесь к максимальному пониманию того, Кто есть Бог, чего Он ожидает — в первую очередь (и в большей степени) от вас самих, в вашем хождении перед Ним. А затем "от избытка" наставляйте свою церковь, побуждая ее следовать за вами, как и вы следуете за Истиной — написанной и воплощенной.
5. Будьте благодарными и смиренными.
Как слуга Пастыреначальника, вы должны быть благодарны Христу за ту паству, которую Он вам вручил. Постоянно говорите слова глубокой благодарности Господу и своей церкви. Добродетель довольства начинается с веры в Божье провидение. Возможно, ваша община не столь велика и финансово благополучна, как соседняя церковь, но вы можете чувствовать удовлетворение от осознания того, что суверенный Бог поставил вас именно там, где вы и должны быть. Также помогает напоминание самому себе о том отрезвляющем факте, что вы не заслуживаете даже того, что Бог вам доверил.
Не допускайте мысли, что вы заслуживаете большего служения, чем то, которое уже несете. Пасторство в любой церкви — это УЖЕ великая честь для вас, почетнейшее призвание. Научитесь определять успех в своем служении своей верностью Богу, а не масштабом популярности. Величие вашего служения измеряется не количественным ростом церкви, но вашей приверженностью истине как в проповеди, так и в практической жизни. Хотя многие проповедники, кажется, ищут земной славы, благочестивые проповедники смиренно работают над тем, чтобы тоже получить славу... но в присутствии Господа, а не людей.
6. Не теряйте из виду приоритеты.
Ваша обязанность как пастора — пасти ваше стадо, т. е. кормить общину Божьим Словом, с нежной любовью вести ее к жизни уподобления Христу, оберегать от различных ошибок, заблуждений.
Вы — в первую очередь пастор, а не координатор церковных программ, финансовый директор, генератор идей или даже лидер. Ваша главная обязанность — не вносить инновации или заниматься администрированием, но распространять Божественную истину. Только так вы сможете духовно наставлять вашу общину быть послушными Богу, правильно служить Ему, прославлять Его и эффективно проповедовать Евангелие. В церкви, где доминирует атмосфера Слова и Духа, люди становятся вашими сотрудниками на ниве Божьей, позволяя вам сконцентрироваться на том, к чему вы призваны: изучать и проповедовать Слово — смиренно, молитвенно, ощущая свою полную зависимость от Бога.
7. Готовьтесь к тяжелому труду.
Если вы верны своему призванию, то скоро поймете, что перед вами стоит трудная задача, требующа я постоянно напряжения усилий. Пасторство — это не сборочный конвейер, который можно в любой момент остановить и отдохнуть. Это своего рода благословенные узы, требующие от вас дисциплины и жертвенности. Однако этот труд дарует в конечном итоге радость наивысшей пробы, дающую вечное удовлетворение.
Пасторы долгосрочного служения — это не недисциплинированные проповедники, которые появляются по воскресеньям для импровизированной "проповеди-ободрения". Это также не те, кто тащат из церкви в церковь собранную за несколько лет "связку" тематических проповедей. "Долгосрочные" служители отличаются тем, что их жизнь приведена в порядок, так что у них хватает физической и духовной энергии пасти стадо, над которым их поставил Бог. Такая задача требует полной самоотдачи, однако результаты стоят уплаченной цены. Бог обещает взамен такое влияние через вас на вашу церковь, которое продлится десятилетиями — при условии, что вы учите людей библейским истинам и сами их практикуете. Члены вашей церкви станут доверять вам и станут для вас венцом радости. Более того, необходимость изучать и проповедовать Писание стих за стихом расширит ваше личное понимание Божественного откровения, сделает вас более полезным для Бога в вашем пути служения. Это также "понудит" вас усердно исследовать различные библейские, теологические и биографические источники — что станет благословением для вас лично!
8. Верьте, что Слово Божье свершает свою работу.
Люди в церквях сегодня голодают духовно без серьезной, богословской, экспозиционной проповеди — хотя и не всегда осознают это. Впрочем, они ощущают в своей жизни некий вакуум, страдают от поверхностности, от недостатка глубокого познания и библейской проницательности. Они также признают, что не в состоянии решить все свои многочисленные проблемы, дилеммы. Они ищут Божьих ответов, но им, как правило, предлагают искусственные, людьми придуманные заменители, которые неспособны помочь. Долгосрочная экспозиция (разъяснительные проповеди по методу "стих за стихом") может удовлетворить их духовный голод и в то же время еще больше усилить аппетит по духовной пище. Бог дал нам такие глубокие сокровища Своего Слова, что их невозможно исчерпать — сколько бы ни прошло столетий.
9. Всегда полагайтесь на Господа.
Очевидно, что служение, которое полагается лишь на людские ресурсы, человеческую мудрость и стратегии, обречено (даже если и процветает количественно) в конечном итоге на провал. Оно окажется на поверку краткосрочным, поверхностным. Долгосрочное трансформирующее служение должно созидаться Божьей силой, а силу эту мы получаем через Его истину. Господь всегда благословляет Свою истину и труд своих искренних служителей. Когда вы осознаете, что неспособны решить все проблемы в своей церкви; что неспособны спасти неверующих, посещающих вашу церковь; что неспособны "заставить" своих членов церкви приносить духовный плод — тогда вы начинаете полностью полагаться на Бога, Который, принимая вашу немощь и неадекватность, вашу готовность надеяться только на Него, может сделать все то, чего Вы сделать не смогли. И делает Он это через Свое Слово и Свой Дух.
10. Не уходите из церкви просто из-за желания уйти.
Если вы считаете свое пасторское служение жизнью посвящения и совершаете это служение так, как я описал выше, вам будет трудно оставить свою церковь (по любым причинам). Бог обычно призывает нас К ЛЮДЯМ, а не ОТ ЛЮДЕЙ. Поэтому единственной уважительной причиной "оставления" церкви может быть лишь Божий призыв служить людям в другой церкви. При этом берегитесь, чтобы вам не руководствоваться в первую очередь тем, что в другой церкви больше платят, что там есть больше возможностей, что там вы сможете избавиться от некоторых проблем, что там у вас есть шанс получить больше влияния на людей. Все эти факторы могут породить неправильные мотивы, сыграв на струнке ваших амбиций. Будьте уверены, что причины вашего перехода в другую церковь действительно духовны по природе, т. е. именно Бог призывает вас сделать это. Также позаботьтесь о том, чтобы ваша нынешняя община получила хорошую замену. Такова важная часть вашей ответственности за свою паству.
Скорее всего, вы ничего не знаете о Джоне Фосетте, который во второй половине 18-го века был пастором маленькой церкви в Уэйнсгейте (Англия). Его жалование составляло всего 25 фунтов стерлингов в год.
В 1773 году Фосетт получил приглашение на пасторскую должность в одну лондонскую церковь, намного большую и перспективную. Он принял это приглашение. Но в день отъезда, когда его пожитки были сложены в повозку, случилось нечто, что полностью изменило его планы. Маленькая паства пришла проститься с Фосеттом, и прощание оказалось столь трогательным, что его жена не выдержала. "Джон, я не могу их бросить!" — стала она плакать. "Я тоже, — признался пастор. — Мы останемся здесь, со своей паствой". Они разгрузили свои вещи с повозки, и Джон Фосетт остался в Уэйнсгейте, где нес служение пастора в общей сложности 54 года.
Позже, размышляя о своем решении остаться, Фосетт написал известный гимн: "Благословенны узы, что связали нас". Этот гимн отразил сердце пастора, посвященного своей церкви подобно посвящению супруга своей жене.
Источник: The Master's Seminary
Перевод: "Голос Истины"